Почему в древней Руси не ели гречку, какую еду считали «нечистой» и что заменяло снеки нашим предкам? Узнаем больше о питании жителей Новгорода.
Лекцию «Кухня древнего Новгорода в берестяных грамотах» провели в библиотеке «Музей книги блокадного города» 27 апреля. Лектор – историк кухни Иван Буренин.
История гастрономической культуры изучена не очень хорошо, особенно в России. О пищевых предпочтениях наших предков можно узнать из упоминаний еды в берестяных грамотах.
Иван Буренин в своей презентации показывает гостям грамоту под номером 363. Историки перевели ее так: «Поклон от Семена невестке моей. Если ты еще не поминала, то имей в виду: у тебя солод был. Солод ржаной в подклете. Ты возьми пригоршню, а муки сколько нужно, и испеки пирога в меру. А мясо на сеннике. А что касается того, чтобы дать рубль Игнату, то ты дай». К сожалению, в древних записях есть перечисления продуктов, но нет рецептов блюд. Бытовые знания не записывали, так как в этом не было необходимости.
Для описания продовольствия применяют бедную лексику. Оценочные суждения используют лишь для корма скоту. Например: «Хороший овес для лошадей». Из этого можно сделать вывод, что раньше вкусовые качества не волновали людей. Это объясняют скудостью пищи и недоеданием. Хлеб не может быть невкусным, если он единственный.
Гостям задают вопрос «Как вы думайте, какой был самый распространенный злак в Новгороде X века?». Правильный ответ – это пшено. С XI-XII веков все более важную роль играет рожь, пока в XIV веке и вовсе не становится господствующей. В XV веке происходит резкий рост упоминания овса.
Обратите внимание: ничего не говорится о гречихе. Ее одомашнили в Китае, откуда она к нам и пришла. Первое упоминание приходится на XV век. Поэтому в Древней Руси никак не могли есть гречку.
Закончив с историей злаков, мы переходим к следующей грамоте и ее переводу. В ней упомянуты мед, масло, мясо и колбаса.
Колбаса точно не может быть кровяной, потому что церковь запрещала употреблять кровь в пищу. Иван Буренин рассказал, что кровь считалась частью души живого существа. Поэтому съесть животное с кровью – это грех, равный душегубству.
Дикоросы (лесные ягоды и орехи) в древности выступали аналогом современных снеков. Грибы же редко применяли в пищу. По крайней мере, упоминаний об этом мало. Дикоросы ели не чтобы насытиться, а чтобы занять себя, так же, как мы сейчас щелкаем семечки.
В конце мероприятия я подхожу к Ивану Буренину и задаю ему несколько вопросов.
– Почему именно гастрономическая история? Как вы поняли, что вам это интересно?
– Когда я учился на историческом факультете, параллельно увлекался кулинарией. Две мои любимые темы: история и готовка. Изначально я специализировался на революционном движении. Но в какой-то момент понял, что история кухни мне куда интереснее и куда перспективнее в плане изучения. То есть два в одном: мое хобби и совершенно не изученное, в отличии от революционного движения, поле для историка.
– Вы изучайте историю кухни всех времен или только древности?
– Сегодня было про Новгород, потому что берестяные грамоты – последнее, чем я занимался. А так я изучаю историю кухни всех времен. Сейчас готовлю материал по советскому периоду.
– Зачем нам знать, как и чем питались наши предки?
– Это та самая повседневная история, которая помогает нам лучше узнать себя, своих предков, всю свою культуру и страну.
У Ивана Буренина есть страничка и группа «История Есть!» во ВКонтакте, где он анонсирует свои следующие лекции: https://vk.com/historeat
А чтобы узнать о мероприятиях в библиотеке, переходите на их официальную группу «Музей книги блокадного города»: https://vk.com/cbsmskbib5