Какие места стоит посетить, кроме Эрмитажа, Исаакия и Петропавловки.
Экскурсию по необычному Санкт-Петербургу 26 марта провел для студентов краевед Алексей Дмитриевич Ерофеев. Группа начинающих журналистов познакомилась с историей Финляндского вокзала, Академии Штиглица и доходного дома Ратькова-Рожнова.
Где начинаются перемены?
C Финляндского вокзала для многих туристов начинается знакомство с городом, богатым достопримечательностями. Но путешественникам не стоит в спешке покидать площадь Ленина, чтобы скорее заселиться в отель и начать исследовать Питер. Финбан, как его по-родному зовут петербуржцы, может многое рассказать об истории России.
Как ежедневно сотни человек оказываются на платформе Финляндского вокзала, точно так же сюда когда-то приехал тот, чья бронзовая фигура застыла в середине площади, будто произнося: «Верной дорогой идете, товарищи!». Владимир Ильич Ленин девять лет провел в швейцарском Цюрихе. Узнав об отречении императора, он тут же озаботился тем, как быстрее добраться в Петроград. Вариантов было несколько. В итоге, самым надежным оказался путь через Германию, Швецию и Финляндию, откуда революционер уже отправился в столицу.
До пункта назначения остается совсем немного, да вот поезд задерживается. Помимо страха перед возможным арестом, Владимира Ильича терзает еще одна проблема: поздний час, нелегко будет найти извозчика.
Но вот он оказывается на вокзале, который по иронии судьбы приходится ему ровесником. И выходит он на улицу Симбирскую (ныне Комсомола), названную так же, как его родной город.
На площади Ленина ждет толпа рабочих, заполонивших не только пространство перед вокзалом, но и соседние улицы. Кроме того, оркестр играет «Марсельезу», возвышается подобие триумфальных арок. Ко встрече революционера готовились. Организацией яркого приема занимался Александр Шляпников — член Русского бюро ЦК РСДРП, с октября 1917 года – первый нарком труда РСФСР.
Военные бронедивизиона пригнали два броневика, на одном из которых и произошло знаменитое выступление Ленина перед рабочими, завершившееся фразой: «Да здравствует социалистическая революция!».
Дальше предстоял путь к штаб-квартире РСДРП, которая располагалась в особняке балерины Матильды Кшесинской. Хозяйка дома покинула город сразу после февральской революции.
Только через Финский переулок можно было попасть на Петроградскую сторону. На броневике Ленин проехал по Нижегородской улице (сейчас Академика Лебедева), а затем по Боткинской к Сампсониевскому мосту и от него к Большой Дворянской (теперь Куйбышева). Так что и никаких извозчиков не потребовалось.
На сегодняшний день от исторического здания вокзала сохранился лишь кусочек: только потому, что связан с Лениным.
Финансисты развивают российское искусство
О событиях, происходивших в России в начале XX века, часто рассказывают живописные полотна художников-современников. Достаточно вспомнить хотя бы «Купание красного коня». Эта работа принесла ее автору, Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину мировую славу. Красный конь — символ судьбы России. Написав картину в 1912 году, живописец предсказал революцию.
Петров-Водкин — выпускник Центрального училища технического рисования, ныне известного как Художественно-промышленная академия имени Штиглица. В народе – просто «Муха», по старому названию в честь скульптора Веры Мухиной.
Главный корпус с музеем находится на Соляном переулке. Назван он так, потому что в XVIII веке здесь стояли склады с солью.
История академии берет начало во второй половине XIX века. У барона Людвига Штиглица, банкира Александра I и Николая I, был сын Александр. Он увлекался искусством и хотел посвятить свою жизнь живописи, скульптуре, театру… После смерти отца, полностью унаследовал его состояние и, по просьбе императора, занял место придворного банкира. Кроме того, барон Штиглиц владел Невской бумагопрядильной и Нарвской суконной фабриками.
Идеальное сочетание предпринимательских способностей и стремления к искусству барона воплотилось в учреждении им Центрального училища технического рисования. Заведение должно было готовить художников для производства. Штиглиц пожертвовал на первоначальное устройство миллион рублей, в дальнейшем продолжал субсидировать училище и даже завещал большую сумму на его развитие. Так в России появилось учреждение, которое и приносило пользу отечественной промышленности, и культуру двигало.
В первый год обучения студенты осваивали общие обязательные дисциплины, а на второй могли выбрать один из двенадцати классов: ксилографии и офорта, майолики, живописи на фарфоре, живописи на стекле, рисования по ткацкому и ситценабивному делу, художественной работы по коже, декоративной живописи, лепки, театральных декораций или художественной керамики. Специальная программа длилась два года. Некоторые учащиеся посещали два или три класса одновременно.
Здание академии — одно из самых красивых архитектурных сооружений Петербурга. К тому же, это очень популярная локация для фотосессий. Нередко здесь можно встретить людей, изящно позирующих перед камерами.
Строительством училища руководил зодчий Максимилиан Егорович Месмахер. Он же был назначен первым директором.
Немаловажная заслуга Месмахера в том, что он создал специальный музей, в который могли ходить только учащиеся. Многие экспонаты архитектор покупал на собственные деньги.
Сейчас музей открыт для посещения экскурсионных групп. На экспозиции можно познакомиться с разнообразным дизайном конца XIX века и увидеть выставки работ студентов академии.
Большая роскошь — солнечный свет
В двух шагах от «Мухи» расположено любопытное здание, которое тоже может многое поведать об истории города. Это доходный дом Якова Ратькова-Рожнова.
В XIX веке в Санкт-Петербурге возросла численность населения. Люди приезжали на заработки, и у них не было жилья. Началось массовое строительство пресловутых доходных домов. Владельцы старались доверять работу над обликом зданий талантливым архитекторам. Чем роскошнее дом, тем выше шанс привлечь знатных персон с увесистыми кошельками. Здания располагались плотно друг к другу и состояли из пяти-шести этажей.
Дом Ратькова-Рожнова — пример типичного для Питера двора-улицы, который ошибочно называют двором-колодцем. Настоящим «колодцем» справедливо назвать тесный дворик «два на два», в который не выходят окна. А если вдруг выходят, то нет проходов. Этот клаустрофобный архитектурный прием чаще всего встречается в доходных домах для небогатых людей. В такие квартиры практически не просачивается солнце.
Апартаменты в доме Ратькова-Рожнова могли себе позволить только состоятельные арендаторы. На месте огромной арки, которая, в первую очередь, притягивает взгляд, могло поместиться несколько просторных квартир. К чему такое расточительство? А дело все в том, что благодаря этому архитектурному маневру, даже в помещения, выходящие окнами во двор, попадало много света. «Много», разумеется, в контексте Питера.
На фасаде здания спрятано несколько деталей, которые связаны с личностью и социальным положением владельца. Две перекрещенные буквы «Р» — инициалы, которые расшифровываются, несложно догадаться, как Ратьков-Рожнов.
Элементы барельефа поинтересней — носы кораблей, виноград и яблоки. Ратьков-Рожнов занимался колониальной торговлей, а фрукты — это основной транспортируемый товар. Продукты доставлялись на суднах пароходного акционерного общества «Самолет», которым владел предприниматель.
Если повернуть от дома Ратькова-Рожнова к Фонтанке, перед глазами появится Михайловский замок, с которым связана знаменитая легенда о призраке. Но совсем не такие факты делают Петербург таинственным. Город прекрасен тем, что его можно бесконечно исследовать. И если вдруг покажется, что знаешь о нем все, достаточно прогуляться по его улицам. Тут же обнаружится какая-нибудь крошечная деталь, незнакомая ранее.