на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Новости

Прогулка за кулисы

Город
Вроде бы мы шли на выставку, а оказались в театре. Да еще не в зрительном зале, а прямо за кулисами и в цехах, которые обычно не доступны для обычных посетителей.
В Санкт-Петербургском «Манеже» открылся выставочный проект «Первая позиция. Русский балет». Над дизайном работала команда бюро Planet 9, которое принимает участие в создании проектов в крупнейших выставочных залах внутри страны и за рубежом. Подлинные экспонаты собрали из более. чем 40 музеев Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.
Фото автора
Маршрут для зрителей выстроен очень логично и поэтапно, в соответствии с хронологией истории России и развития балета в ней. Почему «зрителей»? Потому что, по задумке авторов проекта, посетители оказываются как бы внутри театра, только за его кулисами.
Это ощущается сразу же, как только мы заходим в пространство. Справа висит несколько огромных темных занавесов, а между ними видно сцену и зрительный зал, куда все попадают в самом конце выставки.
На входе раздают наушники с аудиогидом. Это очень важная часть проекта: без аудиодорожки впечатления от выставки могут быть не такими яркими. Пока мы переходим от одного экспоната к другому, в наушниках звучат произведения великих композиторов. Все работает автоматически. Наша задача: ходить и наслаждаться предметами искусства.
Хочу отметить, что в первой половине выставки (1 этаж), по ходу экскурсии на стенах размещены исторические справки. Это сильно облегчает просмотр и помогает понять, почему в истории балета произошло именно то, что произошло.
Фото автора
Первая часть «закулисья» – «Царская ложа» – посвящена зарождению балетного танца. Здесь мы можем увидеть инсталляцию-реконструкцию фрагмента из балета «Лебединое озеро» в том варианте, который теперь не ставят на сцене. Демонстрируют также кинетическую инсталляцию «Корсара», которая показывает заключительную часть балета в динамике и воссоздает атмосферу театральной машинерии XIX века. «Сейчас увидеть такое в театре практически не возможно. Очень дорого и сложно построить», – сообщает экскурсовод выставки.
Далее, через небольшой коридор, обустроенный по образу поезда, мы попадаем в зал, посвященный Дягилеву. Создается ощущение, что мы становимся частью труппы Дягилева и отправляемся вместе с ними на гастроли в ведущие театры Парижа, Лондона и Чикаго.
Мы можем увидеть разные экспонаты, начиная от уличных афиш выступлений и заканчивая репродукциями костюмов артистов. Больше всего мое внимание в этом зале привлек костюм Жар-птицы. Невероятно яркий и эффектный! Рассматривать можно очень долго.
Фото автора
Следующая часть выставки – «Советский балет». Попадаем мы туда через билетную кассу с афишами. Сразу видим эскизы костюмов к балету «Красный вихрь» и «Смерч». Портрет балерины Ольги Лепешинской и ее подлинный костюм к балету «Дон Кихот». Самая интересная инсталляция – воссоздание уголка комнаты советской квартиры. День, когда по старому телевизору идет выпуск новостей, который резко прерывается «Лебединым озером».
После мы оказываемся в современности, где видим огромные фотографии великих артистов во всей их красе. И, конечно же, возглавляет парад Николай Цискаридзе. Многие маленькие девочки подходят к экспонатам и стараются повторить эффектные позы для фотографии.
Фото автора
Перемещаемся на второй этаж, где история отступает на второй план, и балет рассматривается с научной точки зрения. Название раздела – «Анатомия балета».
Сразу же на глаза попадается огромная схема на стене. Там представлен процесс зарождения балетной школы, у истоков которой стоит Агриппина Яковлевна Ваганова.
С помощью современных технологий показывают технику прыжка балерины. Какие мышцы задействованы, сколько килокалорий потрачено, под каким углом разогнут тазобедренный сустав?
Фото автора
В светлом просторном помещении расположился «Костюмерный цех». Такая большая концентрация балетных костюмов в одном месте сильно впечатляет. Как будто и вправду оказываешься в месте, где шьются пачки балерин.
Ну и завершает наше путешествие «Лаборатория Лебединого озера». Там мы можем посмотреть на милые тапочки П. И. Чайковского, которые вызывают восторг многих посетителей, и другие личные вещи великого композитора. Представлена также история развития и трансформации балета «Лебединое озеро».
И вот, мы оказываемся в зрительном зале, уже в привычной для нас роли. С нами остаются приятное ощущение и восхищение русским человеком и балетом. Занавес.
Вот, что говорят о проекте посетители.
«Нам все очень понравилось. Хорошо организована выставка. Единственное, народу многовато, тесновато получается. Но это и создает ощущение закулисья. Фотографии шикарные и костюмы тоже! Достойная выставка и как раз в такой момент, когда мало чего хорошего, она дает чувство гордости. Гордости за русский балет», – комментирует от имени компании сверстниц одна пожилая дама.
Выставка продлится до 21 мая 2023. Узнать подробнее можно здесь https://manege.spb.ru/events/10953/
Made on
Tilda