Они носили два ружья. Одно для защиты Родины, а второе – чтобы задокументировать это.
Иммерсивный проект «Пропавшие в кинохронике» – это выставка о тех, кто запечатлел историю. Создавал ее вместе с другими бойцами, воюя с фашизмом, но при этом оставался за кадром. Пятнадцать маленьких залов, в которых посетитель узнает о кинооператорах и их заслугах в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсия в аудио-формате начинается с рассказа о раскопках на Невском пяточке. Останки военного, а рядом с ними видеокамера… Уведенное участником команды «Невский баталист» стало основой для дальнейшего исследования роли кинооператоров в Великой Отечественной войне.
Иммерсивный проект «Пропавшие в кинохронике» – это выставка о тех, кто запечатлел историю. Создавал ее вместе с другими бойцами, воюя с фашизмом, но при этом оставался за кадром. Пятнадцать маленьких залов, в которых посетитель узнает о кинооператорах и их заслугах в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсия в аудио-формате начинается с рассказа о раскопках на Невском пяточке. Останки военного, а рядом с ними видеокамера… Уведенное участником команды «Невский баталист» стало основой для дальнейшего исследования роли кинооператоров в Великой Отечественной войне.

Прохожу следующие залы. В наушниках звучит:
– Кинооператор снимает бой, стоя в полный рост. Это происходит, возможно, за минуты до его гибели. Под брезентом лежат тела боевых товарищей.
За кадром находятся настоящие герои, которые не боялись рисковать. Они осознавали свою операторскую миссию. «Большинство из них, – с придыханием произносит голос в аудиогиде, – так и не увидело отснятый материал».
– Кинооператор снимает бой, стоя в полный рост. Это происходит, возможно, за минуты до его гибели. Под брезентом лежат тела боевых товарищей.
За кадром находятся настоящие герои, которые не боялись рисковать. Они осознавали свою операторскую миссию. «Большинство из них, – с придыханием произносит голос в аудиогиде, – так и не увидело отснятый материал».

Люди толпятся, рассматривают альпинистов и лыжников. Основную часть визуального повествования составляют манекены. Словно настоящие военные и мирные жители застыли во времени.
Один из залов переносит посетителей в холодные горы Кавказа. С вершины на лыжах «спускается» ветеран советского альпинизма, участник первых горнолыжных переходов через перевалы Твибер и Латпар главного Кавказского хребта в Сванетию, Валентин Михайлович Коломенский.
Один из залов переносит посетителей в холодные горы Кавказа. С вершины на лыжах «спускается» ветеран советского альпинизма, участник первых горнолыжных переходов через перевалы Твибер и Латпар главного Кавказского хребта в Сванетию, Валентин Михайлович Коломенский.

Страшные военные дни навсегда останутся на пленках видеокамер. Мужчины были не единственными, кто снимал все происходившее в то время.
Мария Ивановна Сухова – советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии (посмертно). Она была в числе операторов, снимавших парад Красной Армии на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Когда ее сильно ранили на поле боя, единственным, за что девушка переживала, была сохранность отснятого материала.
Из интервью фронтового оператора Семена Семеновича Школьникова:
– Ребята, – сказала она партизанам, – я погибаю. Возьмите мой аппарат и пленку, и, если вам удастся перейти фронт, прошу вас, отправьте это в Москву, в кинохронику.
Мария Ивановна Сухова – советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны, лауреат Сталинской премии (посмертно). Она была в числе операторов, снимавших парад Красной Армии на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Когда ее сильно ранили на поле боя, единственным, за что девушка переживала, была сохранность отснятого материала.
Из интервью фронтового оператора Семена Семеновича Школьникова:
– Ребята, – сказала она партизанам, – я погибаю. Возьмите мой аппарат и пленку, и, если вам удастся перейти фронт, прошу вас, отправьте это в Москву, в кинохронику.

Про фронтовых операторов говорили: «Носят два ружья. Одно для защиты Родины, а второе чтобы задокументировать это». Именно эти кадры и клятва «двуоружцев», что все снятое ими – правда и не является постановкой, играли одну из главных ролей в Нюрнбергском процессе. Фильм «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» был показан в зале трибунала. И те, кто был на скамье подсудимых, понесли свое наказание.

Экскурсия заканчивается трансляцией последней сцены из фильма «Летят журавли». В наушниках речь героя Степана: «Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни». Из небольшого пространства с проекцией открывается прекрасный вид на журавлей. Множество бумажных журавликов на стене. Такие же, но большие, свисают с потолка. На каждом написаны слова благодарности за победу и пожелания мира посетителям.

Выхожу из последнего зала вместе с девушкой. Спрашиваю ее:
– Вам понравилась выставка? Если да, то чем?
– Да, на твердую четверку! Было интересно посмотреть на работу авторов: воссоздание скульптур. Видно, что проделано много работы. Самый детализированный зал с горами Кавказа, больше всего понравился, – говорит девушка с блеском в глазах.
– Что вы чувствовали, когда проходили по экспозиции?
– Мне было грустно, почти заплакала. Кинохроника – это не совсем моя тема. Поэтому мне было более интересно слушать отрывки из воспоминаний различных кинорепортеров и их боевых товарищей, чем рассказ самого диктора, – рассказывает посетительница и неловко пожимает плечами.
– Как вы думаете актуально ли освещение темы военного кинорепортерства прошлого века в наше время?
– Я не задумывалась о том, что раньше велась съемка всего происходящего. Что кто-то стоял и снимал, как гибли люди или как радовались победе... Для меня это было откровением. Не могу сказать, что это имеет невероятную актуальность в наше время, но знать об этом определенно стоит, – рассуждает девушка.
– Вам понравилась выставка? Если да, то чем?
– Да, на твердую четверку! Было интересно посмотреть на работу авторов: воссоздание скульптур. Видно, что проделано много работы. Самый детализированный зал с горами Кавказа, больше всего понравился, – говорит девушка с блеском в глазах.
– Что вы чувствовали, когда проходили по экспозиции?
– Мне было грустно, почти заплакала. Кинохроника – это не совсем моя тема. Поэтому мне было более интересно слушать отрывки из воспоминаний различных кинорепортеров и их боевых товарищей, чем рассказ самого диктора, – рассказывает посетительница и неловко пожимает плечами.
– Как вы думаете актуально ли освещение темы военного кинорепортерства прошлого века в наше время?
– Я не задумывалась о том, что раньше велась съемка всего происходящего. Что кто-то стоял и снимал, как гибли люди или как радовались победе... Для меня это было откровением. Не могу сказать, что это имеет невероятную актуальность в наше время, но знать об этом определенно стоит, – рассуждает девушка.

Приобрести билеты можно на официальном сайте выставки https://lenfilmexpo.ru/.
Узнать больше информации о культурной жизни киностудии Ленфильма можно на официальном сайте https://www.lenfilm.ru/.
Узнать больше информации о культурной жизни киностудии Ленфильма можно на официальном сайте https://www.lenfilm.ru/.
Серафима Лихачева
Фото автора