Побывать во снах главного героя «Преступления и наказания» и чуть не сойти с ума. Японский режиссер о русской классике в БДТ.
Предпремьерный студенческий показ спектакля «Преступление и наказание» состоялся 14 апреля 2023 года в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова. Постановка создана по мотивам романа Ф. М. Достоевского.
Режиссер Мотои Миура из Киото известен российскому зрителю своими постановками чеховских пьес: «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад». Несколько лет назад классику играли актеры театра «Читен» во время гастролей по России. «Преступление и наказание» – первый спектакль, поставленный японским режиссером с российскими артистами.
На предпремьерном показе для студентов Миура обратился к зрителям:
Режиссер Мотои Миура из Киото известен российскому зрителю своими постановками чеховских пьес: «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад». Несколько лет назад классику играли актеры театра «Читен» во время гастролей по России. «Преступление и наказание» – первый спектакль, поставленный японским режиссером с российскими артистами.
На предпремьерном показе для студентов Миура обратился к зрителям:
– Театр «Читен», в котором я работаю в Японии, отличается тем, что мы очень ценим смысл слов, темп и ритм. Сегодня я буду смотреть спектакль вместе с вами, как зритель. Мы очень ждем обратную связь.
«Преступление и наказание» в постановке Мотои Миура – это уникальная эстетика голосоведения, особая работа тела актера и пре-экспрессивность. Спектакль создан не для того, чтобы в точности передать детали произведения Достоевского. Это новый уровень восприятия сюжета, желание понять идеи героев.
С первых минут зритель погружается в атмосферу тревожности. Выкрики актеров: «Я знаю!», «С ума сошел!», «Это вы-с?», «Завтра?», – составляют канву спектакля. Строго очерченные траектории героев на сцене и бесконечно повторяющиеся фразы задают ритм всей постановки. История преступления и наказания рассказывается сквозь призму снов Раскольникова. Бесконечное воспоминание, которое видит Родион Романович, кажется, не закончится никогда, и начинает сводить с ума самих зрителей.
С первых минут зритель погружается в атмосферу тревожности. Выкрики актеров: «Я знаю!», «С ума сошел!», «Это вы-с?», «Завтра?», – составляют канву спектакля. Строго очерченные траектории героев на сцене и бесконечно повторяющиеся фразы задают ритм всей постановки. История преступления и наказания рассказывается сквозь призму снов Раскольникова. Бесконечное воспоминание, которое видит Родион Романович, кажется, не закончится никогда, и начинает сводить с ума самих зрителей.
Главные роли в спектакле исполняют артисты БДТ: Татьяна Бедова (сыгравшая Соню Мармеладову в экранизации «Преступления и наказания» 1969 года), Руслан Барабанов, Геннадий Блинов, Александра Соловьева.
Постановка построена полностью на игре актеров. Декорации не меняются на протяжении всех актов, лишь несколько раз перемещаются в пространстве. Артисты во время диалогов практически не смотрят друг на друга, они обращены к зрителю. Весь спектакль – это повторение одних и тех же фраз с простроенной траекторией движения. Но даже при таких обстоятельствах актерам удается каждую реплику произнести по-особенному.
Постановка построена полностью на игре актеров. Декорации не меняются на протяжении всех актов, лишь несколько раз перемещаются в пространстве. Артисты во время диалогов практически не смотрят друг на друга, они обращены к зрителю. Весь спектакль – это повторение одних и тех же фраз с простроенной траекторией движения. Но даже при таких обстоятельствах актерам удается каждую реплику произнести по-особенному.
Зрители о спектакле
Елена Ивановна, женщина лет пятидесяти, преподаватель в одном из творческих вузов Санкт-Петербурга:
– Актеры сыграли великолепно, но замысел режиссера я не поняла. Все-таки Достоевского тяжело ставить на сцене.
Никита, студент 1 курса Санкт-Петербургского горного университета:
– Я, конечно, понимаю, что это сон, но я сам чуть не задремал. Даже громкие выкрики актеров мне не помешали.
Анна, студентка 3 курса РГПУ им. А. И. Герцена:
– Весь спектакль не могла понять, что не так с Раскольниковым. Здесь он кажется каким-то слишком спокойным студентом. Я не прочувствовала героя до конца.