Статьи

Такие не выживают

Одно дело – придумывать страшные истории, совсем другое – самой стать героиней хоррора.

Спектакль «Посмотри на него» прошел на площадке «Скороход» от Театра Ненормативной Пластики. Режиссер – Роман Каганович, инсценировка Марии Огневой.

Основа спектакля – одноименный автобиографичный роман Анны Старобинец. Это история про женщину, которую жизнь столкнула с необходимостью делать трудный выбор: рожать больного ребенка или делать аборт?

– Что-то все такие сидят: «Ой, как грустно». Я же не говорю: «Спектакль мрачный». Спектакль у нас веселый, – на показ смеется режиссер, чем смешит людей.

«Пора-пора-порадуемся на своем веку». Фоном играет музыка из фильма про трех мушкетеров. Песня веселая, но художник по свету Борис Кузнецов создает диссонанс. Холодное голубое свечение и полутьма контрастируют с музыкой. Появляется ощущение тревоги.

У главной героини, Анны, которую играет Анна Кочеткова, есть альтер-эго. Его режиссер предоставил сыграть Светлане Савенковой. Раздвоение и конфликт – одна из основ спектакля. Пока одна версия героини что-то делает на сцене, вторая читает роман Анны Старобинец и комментирует происходящее. Периодически, когда одна из сторон берет вверх, актрисы меняются местами.
Фото из группы театра
На кушетке лежит главная героиня. Рядом с ней врач в противогазе (играет Александр Лушин). Он водит ногами по полу синхронно с тем, как водят аппаратом УЗИ по животу.

– Ну, кто там, девочка или мальчик? – еще счастливо, но не без волнения спрашивает Анна.

Врач молчит. Героиня настороженно интересуется: все ли в порядке с ребенком? Оказывается, что нет.

Анна перестает быть пациенткой и становится объектом изучения. Заходят люди в халатах – студенты – и врач устраивает из горя героини представление.

С этого момента ребенок для всех, кроме Анны, становится просто «плодом». Уже без противогаза врач начинает читать рэп о болезни почек. Так героиня узнает о своем кошмаре на всю последующую жизнь. У ребенка почки увеличены в несколько раз. Музыкальное сопровождение гротескное. Автор текстов – Александр Лушин.
Фото с сайта Театра Ненормативной Пластики
Шоковое состояние героини заметно в деталях. Актриса нервно улыбается и ускоряет движения. Пуговицы на рубашке застегивает неправильно.

Актриса демонстрирует все стадии принятия. Первая – отрицание. Героиня надеется на второе экспертное УЗИ, убеждает мужа, что выносит ребенка. Но на втором УЗИ ставят все тот же диагноз. В женской консультации говорят: «Мы такими вещами не занимаемся». Героиня цепляется к словам, которыми окрестили ее ребенка. Она спрашивает: «Какие такие?» – и просит врача вести ее беременность, но ей отказывают.

В театре важна пластика. А в Театре Ненормативной Пластики внимание к ней удвоено. Каждый жест выверен режиссером по пластике Максимом Пахомовым. Оттого ещё страшнее выглядит сцена панической атаки. После похода в женскую консультацию героиню охватывает паника. Актриса хватается за шею. Падает. Встает. Снова падает. Бьет себя по лицу. Задыхается. Ее тело полностью напряжено. Она контролирует даже пальцы, которые выглядят ломаными ветвями. Никто не обращает на девушку внимание. Героиню окружают четыре мужчины в памперсах на беговых дорожках и поют о безразличии людей.
Фото с сайта площадки «Скороход»
Вторая стадия – гнев. Возникает конфликт между героиней и уборщицей, которая пытается заставить Анну надеть бахилы и не пускает в туалет. Затем ссора с мужем Ссора с мужем, который тоже называет ребенка «плодом». Актрисы передают ярость женщины в отчаянии.
Фото с сайта площадки «Скороход». Сцена, в которой выходит уборщица
Роман Каганович уделяет внимание проблеме неразвитости медицины в России, но не забывает про минусы европейской клиники. Когда Анна улетает в Германию, чтобы обследоваться еще раз и прийти к решению. На этот раз больница светлая и стерильная. Героиня даже сравнивает ее с «курортом».

Повторяется сцена с УЗИ. Врач снова в противогазе, но уже современном. Движения ногами по протоколу.

У героини начинается третья стадия – торг с собой. Она принимает решение делать аборт на поздних сроках. Но считает, что должна от этого страдать, и тогда она не будет монстром в своих глазах. После аборта ее просят посмотреть на ребенка, чтобы стало легче. Немецкие врачи не понимают героиню и ее потребность в страдании. Девушке назначают психолога.

Четвертая стадия – депрессия, которую Анна будет переживать больше года. Поднимается тема отсутствия развитой психиатрии в России. Когда героиня обращается за помощью с паническими атаками, психиатр заостряет внимание только на том, как Анна питается. На попытки девушки перевести тему на то, что действительно ее волнует и важно, врач не реагирует. Анне ставят расстройство пищевого поведения.

Расстройство пищевого поведения – ряд заболеваний, которым характерно нарушение отношений с едой. Часто люди теряют или набирают критическую массу тела, но не обязательно.

Сцена переходит в сюрреалистичное представление. Вокруг героини танцуют люди в карнавальных костюмах и поют о том, что ей нужно госпитализироваться. Героиня угрожает законом о госпитализации и уходит из поликлиники.
Фото из группы театра
Героиня смогла пережить утрату и родить другого ребенка. Они с мужем посетили братскую могилу тех детей, матерям которых пришлось сделать аборт на поздних сроках. Сцена украшена детскими игрушками и розами ветров. Анна дошла до пятой стадии принятия, но не забыла об этом опыте.

В Театре Ненормативной Пластики ставят спектакли на табуированные и тяжелые темы. Ознакомиться с репертуаром можно по ссылке: https://tnp-teatr.ru/#rec378444628


Анна Петрова

Made on
Tilda