Сегодня в России этот напиток часто ассоциируют с футболом, мужчинами и недорогим способом расслабиться на диване. Но кто знает о культурной значимости этого напитка. Рассказ от специалиста о пенном как о смысле профессии и... жизни.
Галине Всеволодовне Кляровской 78 лет. 27 из них она посвятила истории одного из самых популярных напитков в мире. Директор музея пивоварения рассказала - о профессии, имидже и культуре.
«С первого класса я знала, что буду историком. Закончила исторический факультет ЛГУ. Работала в Выборгском Замке, в Ярославском музее-заповеднике, в Киеве в Обществе охраны памятников. В Петербурге стала ведущим методистом в Музее печати. Вышла на пенсию. Тогда-то и предложили создать музей на пивоваренном заводе»
«Стоит бочка с пенным, прямо на проспекте. Все студенты рванули туда. А я жду вдали, помня, что это — дрянь. Невкусно. Какой-то из студентов догадался принести мне кружечку. Попробовала её — божественный напиток!»
«Однажды мне стало интересно собирать предметы быта. Этикетки. Не шоколада, который я обожаю, а пенного (выбрасываемые всеми и постоянно). В советские времена в этой отрасли были в основном «огурчики» - круглые этикетки Жигулёвского, Ленинградского, Московского. Это меня заинтересовало.
Накопилось много необычного материала, и в честь 200-летия завода имени Степана Разина в Петербурге (1790-2013) стали создавать музей».
Музей пивоварения компании Heineken основали в 1995 году, на месте старейшего в России завода имени Степана Разина (раннее - «Калинкинский»). Это первый музей истории пивоварения в России. С ноября 2020-го он открыт в чешском ресторане-пивоварне «Старгород»: ул. Казанская, 7
О чем разговаривать, сидя за столом?
«Перед тобой - продукт! Если ты образованный, к тебе прислушаются. Тебя запомнят, потому что ты знаешь историю пенного».
«В Древней Руси пенное наравне с другими национальными напитками - квасом, сбитнем - варили для утоления жажды, брали в поля. Зерновая основа давала потребность в витаминах Б (2, 6, 12).
Когда древние новгородцы ходили на остров Шпицберген, в команду брали людей, которые могли выпить восьмилитровый кубок пенного и после этого работать на палубе. Отбор здоровых и сильных.
Пётр 1 был большим любителем напитка. Велел ставить пивоварни в Петербурге для нужд госпиталей и флота. В покои Николая 1 подавались 2 бутылки в день».
«Рисунок середины 19 века: стоит женщина с младенцем у пивного крана. Поит ложечкой ребенка, и сама попивает».
До Первой Мировой женщинам торговать в пивных лавках не разрешалось. После войны мужское население сократилось, и гендерное различие ушло. Но женщин-пивоваров, по сравнению с владелицами заводов, было очень мало.
В Советском Союзе про гендерное разделение не слышали. Все, кто хотел учиться в Институте пищевой промышленности в Москве (МГУПП) и у нас, в холодильном институте (СПбГУНиПТ), с удовольствием учились. Со времен советского производства выросло множество женщин-пивоваров, начальников цехов, солодовщиков.
«Я не чувствую уникальности. Я чувствую, что надо всегда образовываться. Занимаешься космическими аппаратами или пищевой промышленностью, должен знать своё дело. А женщина ты или мужчина, не важно. Важно количество знания, которое хочешь получить и отдать.
Знание сейчас — сила.
Когда я выступала в Калининграде на большом фестивале, привела слова Гёте: “Забористый табак, да пенистое пиво, Да девушка-краса – чего еще желать!» («Фауст»). Народ час меня слушал. Я была поражена. Люди приходят на фестиваль вроде выпить. А собралось больше 100 человек, которые слушали меня».
В чем пиво, брат?
«Из кружки я пенное почти не пью. Любуюсь глиняной кружечкой Калинкин 1896 года. На ней два герба орла, символов поставщиков императорского двора. А пью я из бокалов.
Кружка с древности — общедоступный предмет. Были кожаные, деревянные, берестяные. Сейчас керамические, металлические. Стеклянные, чтобы видеть игру пузырьков и пены.
Если пьешь пенное высокой категории, хочешь им полюбоваться и подольше его подержать — выбираешь бокал. В руках женщины он выглядит элегантнее, чем тяжелая кружка».
Интересуйтесь историей и будущим продукта. Чем больше работаем мозгами, тем полезнее становится жизнь для себя и для общества.
НЕ вредные советы
1. Как вступить в клуб коллекционеров Пивной этикет?
Принимаем тех, кто собирает этикетки, кроненпробки, бирдекели, пивные открывашки, документы, посуду. У одного нашего коллекционера 2000 пивных открыток, в основном, дореволюционных немецких.
2. Что почитать?
• «Пиво. 500 великих марок» Майкла Джексона («The beer hunter») - британского автора выдающихся работ о культуре пива.
• «Пиво. Энциклопедия» Роджера Протца - британского журналиста, участника Кампании за настоящий эль.
• Журналы «RealBrew», «CraftDepot» (СПб). О технологиях производства и образе пенного в мировом пространстве.
«Определить по чайной ложечке доброженое ли пенное, правильно ли привлечены ингредиенты согласно стилю, значит достичь имиджевого состояния в профессии. Это требует много сил. Каждый выбирает свое предпочтение: или ты биомасса, или стремишься в ноосферу.
Кто-то выбирает семью, кто-то хочет достигнуть высот в профессии. Мне стало интересно второе. Как говорит директор одного из музеев: «Вы не профессионал, вы профи».