Летопись Победы

«Дорога жизни»

9 мая 2022 года наша страна будет отмечать 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. 872 дня продолжалась блокада города на Неве. Более миллиона человек погибло от голода, холода и налётов авиации.

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (включительно с днём начала и конца).

Уже в первые дни город столкнулся с продовольственной проблемой. Это связано с уничтожением складов им. А. Е. Бадаева и других складов в результате массированных авианалётов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 года.

Исходя из среднего расхода, наличие основных пищевых товаров на 12 сентября 1941 года составляло: хлебное зерно и мука — на 35 суток, крупа и макароны — на 30 суток, мясо и мясопродукты — на 33 суток, жиры — на 45 суток, сахар и кондитерские изделия — на 60 суток.

Единственной транспортной магистралью, по которой была возможна доставка продовольствия в осаждённый Ленинград, оставалась «Дорога жизни» - водный маршрут, проходящий через Ладожское озеро и связывающий город с «большой землёй».

В ноябре 1941 года Ладога начала покрываться льдом и руководством Военного совета Ленинградского фронта было принято постановление «О строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги…». Трасса, проходящая по льду Ладожского озера, получила официальное наименование «Военно-автомобильная дорога № 101».

Шофёры, рискуя своей жизнью, под обстрелами вражеской авиации, выполняли многочасовые рейсы по «Дороге жизни» и спасали жителей Ленинграда от голодной смерти. Одним из шофёров был мой прадед – Бусыгин Михаил Андреевич.

Бусыгин Михаил Андреевич родился в деревне Большой Низ, Уржумского уезда, Кичминской волости, Вятской губернии в 1909 году. Закончил 3 класса сельской школы, работал в колхозе. Михаил был средним сыном в семье, его старшие братья Алексей и Афанасий с детства учили кузнечному делу.

В июле 1941 года Михаил Андреевич был мобилизован в РККА Кичминским военным комиссариатом.

С июля по ноябрь 1941 года прадед был водителем автомобилей «ЗИЛ» и «ГАЗ-АА». Михаил занимался транспортировкой раненых солдат и продовольствия для Ленинградского фронта.

С ноября по март 1941 года Михаил Андреевич работал на автомобиле «ГАЗ-АА»: эвакуировал женщин, детей и раненых бойцов из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни».

Автомобиль прадеда не раз подвергался вражеским обстрелам и бомбардировкам врага, но ему удавалось маневрировать и на большой скорости проходить трудные участки.

Однажды, выполняя очередной рейс по Военно-автомобильной дороге № 101 на автомобиле ЗИС-5, Михаил Андреевич, двигаясь в составе колонны, попал под обстрел немецких бомбардировщиков «Junkers Ju 88». Колонна была практически полностью уничтожена, продолжить движение смогли всего несколько автомобилей, в их числе была машина прадеда. Водители в изрешечённых осколками, с пробитыми колёсами, автомобилях смогли добраться до места назначения, тем самым, спасти тысячи жизней ленинградцев от голодной смерти.

За профессионализм и личное мужество Михаил Андреевич Бусыгин был награждён знаком «Отличный шофёр» и почётной грамотой командования Ленинградского фронта.

В 1943 году прадед был переведён в зенитно-ракетный полк, где служил водителем автомобиля «Studebaker US6» - грузовика английского производства, на базе которого был установлен комплекс БМ-8, в народе «Катюша». На этом автомобиле Михаил Андреевич участвовал во всех крупных операциях: от Курской дуги, до освобождения Европы.

Выписка из приказа о награждении: «Шофёра красноармейца Бусыгина Михаила Андреевича за то, что 27.06.1944 г., когда до роты пехоты противника атаковали нашу автоколонну на марше, под огнём противника быстро развернул машину и выехал на открытую огневую позицию, чем дал возможность пулеметному расчету вести точный огонь. При этом, было взято в плен 15 немецких солдат и уничтожено 20 немецких солдат и офицеров. 08.07.1944 г. 22 самолёта противника атаковали нашу автоколонну. Бомбы рвались в 50 метрах от машины, товарищ Бусыгин вывел машину из-под огня и дал возможность пулеметному расчету вести огонь.».

От границы с Польшей Михаил Андреевич был направлен на Украину, где он в составе Красной Армии принимал участие в разгроме Украинской повстанческая армии ОУН-УПАВ, действовавшей под руководством Степана Бандеры.

И на этом военный путь прадеда не закончился: осенью 1945 года Михаил Бусыгин был переброшен в Монголию и выполнял боевые задачи в составе 39-ой армии в Советско-японской войне 1945 года.

Продовольствия по-прежнему не хватало, солдаты питались найденной в степях сырой, мёрзлой свёклой и травой. Нерегулярное питание и отсутствие квалифицированной медицинской помощи в полях, послужили причиной многих заболеваний зубов и дёсен прадеда.

Домой прадед вернулся только в марте 1946 года. За годы службы в РККА прадед был трижды ранен, но провёл в госпиталях совокупно не более 2 месяцев.

За мужество, героизм, отличие в боевой подготовке и вклад в освобождение страны от немецких захватчиков и их союзников, Михаил Андреевич Бусыгин был награждён знаком «Отличный шофёр», 2 медалями «За отвагу», медалью «За взятие Кёнигсберга», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу в Великой Отечественной войне», почётной грамотой и другими значимыми наградами.

После войны прадед принимал участие в строительстве Куськинской ГЭС, работая арматурщиком и кузнецом. До выхода на пенсию Михаил Андреевич работал в Кичминской участковой больнице шофёром машины скорой помощи.

Умер мой прадед 18 апреля 1976 года. Похоронен на кладбище в селе Кичма, Советского района, Кировской области.

В следующем году весь мир будет отмечать 77-ю годовщину Победы во Второй мировой войне. Неоценимый вклад в уничтожение гитлеровского нацизма и империализма внесли солдаты, офицеры Красной армии и весь советский народ. Победу одерживают не командиры в штабах, а солдаты на полях сражений. Свой вклад в освобождение нашей страны от врага внёс и мой прадед.

В России нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Задача нашего поколения – сохранить память о предках, которые освободили страну и граждан от порабощения.