Статьи

Непаханое образование

2025-05-01 22:38
Вице-губернатор Петербурга объявил город образовательной столицей.
Пленарная дискуссия «Человеческий капитал для опережающего экономического развития России» прошла в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина на Восьмой научно-образовательной конференции от Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) «Архитектура университетского образования». Темами для обсуждения стали роль государства в сфере оценки образования, вызовы, с которыми сталкиваются ВУЗы и влияние бизнеса на университеты.
Вступительную речь произносит вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. Он сообщает, что Александр Беглов, губернатор Петербурга, считает: вузовская среда определяет стратегический, интеллектуальный и инновационный потенциал страны. От участников конференции и, в особенности, дискуссии губернатор ждет идей по развитию науки и образования. Владимир Княгинин от себя желает плодотворной дискуссии. Отмечает, что город ощущает сильный дефицит кадров, и поэтому правительство старается держать сферы, которые влияют на образование, в порядке.

– Петербург претендует на статус образовательной столицы? – Роман Герасимов, модератор дискуссии, останавливает вопросом уходящего вице-губернатора.

– Мы и являемся образовательной столицей, – улыбается Владимир Княгинин. – Да, в Москве больше вузов. Но если вы думаете, что МФТИ – это Московская область или Москва, то ошибаетесь. Это выпускники Физмеха Ленинградского политехнического института высадились в Москве и систему своего вуза перенесли туда.
Вопрос журналиста модератору: «Какая цель у этого мероприятия? Для чего нужны дискуссии?»

Роман Герасимов: «Я надеюсь, что все мы тут для того, чтобы обмениваться знаниями. Мы живем в мире «Алисы в стране чудес»: это очень хаотичный мир, в котором важно вести диалог и помогать друг другу, чтобы справиться с беспорядком. Дискуссия – это способ разрешить разногласия и прийти к оптимальному решению».

Чтобы вовлечь в обсуждение зал, модераторы отправляют в ТГ-канал конференции опросы с темами обсуждений. В нужный момент, во время обсуждения спикерами темы, выводится результат голосования. После чего дискутирующие смещают внимание на опрос и высказывают мнение.

Государство и оценки

Государству квалифицированные специалисты необходимы для обеспечения экономической стабильности, технологического развития и национальной безопасности. Вузы формируют кадровую базу и интегрируют теоретическое обучение с практикой.

Правительство контролирует качество образования через аккредитацию программ и распределение бюджетных мест. Например, больше бюджетных мест в 2025 году выделено на информационно-вычислительные и педагогические направления, что отражает приоритеты цифровизации и развития образования.

Однако, некоторые могут полагать, что государство избыточно занимается вопросами образования и давит на университеты. Был момент, когда главный запрос бизнеса звучал как: «Не мешайте».
Игорь Максимцев, ректор СПбГЭУ, полагается на национальные проекты, которые обеспечили доверие между властью, университетами и индустриальными партнерами. Он считает, что государство выступает партнером образования и наконец-то достигнуто то понимание, которого пытались добиться уже пять лет.

– А что регулирует эти отношения? – вопрос ведущего.

– Давайте коснемся финансов. Потому что без той поддержки студенчества и молодежи, которое выделяют президент и правительство, было бы невозможно поддерживать качество образования. Это гранты, стипендии, бюджетная подготовка в вузах. Она не уменьшается, а увеличивается. Создание техлабораторий, ангажирование крупнейших компаний страны в развитии человеческого капитала. Все это спасает.
Светлана Кочетова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, отмечает: для понимания того, что такое государство для образования, нужно смотреть через призму доверия между людьми и властью. Восприятия контрольного органа, не как карателя, а как того, к кому можно обратиться и с кем посоветоваться, так как он относится с пониманием к любой ситуации.

Не хватает же открытости и самодисциплины в некоторых образовательных организациях, соблюдения требований. Светлана Кочетова заявляет, что образование – это не бизнес, поэтому между университетами и бизнесом надо строить конструктивный диалог, а не пытаться их сравнивать.

– Давайте учтем, что это огромные деньги. Есть ли альтернатива вузам в виде учебных площадок в онлайне? – уточняет модератор.

– Верно, но все-таки образование построено на том, чтобы совершенствовать свои навыки. Вы в себя вкладываете знания, приобретаете компетенции и опыт. Но все-таки это не бизнес. Обучение проходит в течение всей жизни и это скорее как гарантия, а не инвестиция.
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, удовлетворен нормативно-правовым обеспечением. Хотя при этом не отрицает, что реалии, под которые нужно подстраивать учебу, меняются быстрее, чем успевает измениться законодательство. Сейчас нуждается в законодательной обработке вопрос, который связан со стажировками и их правовым статусом, а также вопрос о двойных дипломах. Так, когда подошло время давать двойные дипломы, оказалось, что правовой основы для них нет. А без углубления компетенции, по мнению Станислава Прокофьева, представить серьезные образовательные продукты невозможно. Вопрос о новой дипломизации он назвал огромным и непаханым полем.
Галина Мотова, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, уверенно утверждает: «Если мы хотим получить справедливый и объективный взгляд на то, что происходит в вузах, то необходимо формировать независимые механизмов оценки качества образования. Но это не альтернативный подход, а дополняющий. А что мешает? Конечно отсутствие взаимодействия и взаимопризнания этих результатов». Такие механизмы включают в себя рейтинги, олимпиады, технические достижения, профессиональные и международные аккредитации.

– Говорит ли это о том, что не стоит доверять государственной оценке? – интересуется Роман Герасимов.

– Ни в коем случае. Это не столько альтернативная, сколько взаимодополняющая оценка. Международный опыт показывает, что госконтроль может и должен быть. Если правительство вкладывает бюджетные деньги в подготовку кадров, то очевидно, что оно и оценивает эффективность расходования средств. Но когда мы говорим о повышении стандарта, то тут нужны тонкие и гибкие инструменты. Если вы хотите, то это как система сомелье…

– Система сомелье? Давайте сравним высшее образование с вином. Вот тут-то мы откроем ящик Пандоры.

– Экспертная деятельность действительно уникальная. Если у тебя нет опыта работы в образовании, ты не знаешь суть взаимодействия преподавателя и студента, никогда не был в это системе, то тебе не стать экспертом. Это надо чувствовать.
Сергей Тютин, заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк», говорит, что работодатели действительно стали меньше спрашивать о дипломе при трудоустройстве. Однако отмечает, что в Сбербанке такой практики нет, и им по прежнему важно базовое образование человека. Меняются только требования к студентам, которые приходят работать.

– Возьмем такую специальность, как специалист по ипотеке. Его рабочий день раньше: он контактирует с клиентом, собирает пакет документом, анализирует финансовое состояние, выходит на кредитный комитет и после этого принимает решение. Иногда это занимало день, неделю, даже месяцы. Сейчас искусственный интеллект делает это за две минуты. Значит, что мы от специалиста по ипотеке должны отказаться? Нет, не значит. Мы меняем требования. Нужны навыки, которые связаны с коммуникацией и технологиями.

Но даже при таких изменениях рынка, Сергей Тютин не считает, что государственное регулирование образования нужно как-то изменять. Отмечает, что оно достаточное и не противоречит запросам бизнеса.

Демонстируют результаты голосования по вопросу: “Государство в сфере высшего образования”.
Ни один из спикеров не согласен с десятью процентами опрошенных о том, что государство давит на образование. Напротив, они сходятся на мысли, что оно остается ключевым заказчиком. Светлана Кочетова благодарит за доверие к власти и выражает согласие с результатами голосования. Сергей Тютин считает, что каждая компания работает на то, чтобы государство стало технологическим лидером. Нужно создавать синергию между работодателями и вузами и делать программы подготовки совместно.

Вызовы

Современное образование в России сталкивается с системными вызовами.

Рост популярности среднего специального образования (СПО) создает дисбаланс между запросом на рабочих-специалистов и необходимостью подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей.

Финансовая недостаточность, особенно в регионах, приводит к устареванию материальной базы, а дефицит педагогических кадров усугубляет качество обучения.

Конкуренция с онлайн-платформами требует пересмотра форматов образования: учащиеся все больше предпочитают вузам онлайн-обучение.
– Как вы доказываете качество образования вашим абитуриентам? – спрашивает ведущий Игоря Максимова.

– Конечно, историей вуза. Если люди понимают, что это та школа, из которой вышло большое число известных и успешных выпускников, их это привлекает.

История – это то, чего нет у онлайн-платформ. При оценке качества и релевантности программы ректор СПбГЭУ обращается к системе KPI и выражает ей полное доверие. Самое главное при оценке программы – опираться не на моду, а на то, как выпускники этой программы будут востребованы на рынке.

Но такой же подход, по мнению Игоря Максимцева, нельзя использовать в отношении преподавателей. «Или мы с вами работаем на качество, или мы утрированно докладываем на верх, что у нас это растет. Нельзя так поступать», – заключает он.

Светлана Кочетова говорит, что нужно различать специалистов, которые отучились в СПО и в высших учебных заведениях. Она считает, что с этим трендом надо работать, а не бояться его. И при этом, если человек решает останавливаться на СПО, то в этом нет ничего страшного.

Станислав Прокофьев делится, как он говорит, чудовищным материалом, который недавно прочитал. В нем говорилось, что с развитием искусственного интеллекта образование все больше будет уходить в онлайн-среду. И из-за этого облик преподавателя трансформируется в роль «цифрового ассистента».

– Готовьтесь, коллеги, – усмехается Роман Герасимов.

– Я думаю, что не надо. Как и раньше, с приходом нового, появлялись ошибочные прогнозы. С приходом кино все говорили: «Театр умрет». Потом пришло видео: «Все, умрет кино, а с ним и театр». Но, как видим, драматизировать ситуацию не стоит. Я считаю, что мы найдем оптимальный баланс между онлайн и офлайн образованием.

Станислав Прокофьев говорит, что, вместо этого, нужен приток новых педагогов, так как нехватка кадров может стать реальной проблемой. Вузам нужно иметь нацеленные на это стипендиальные программы.

«Вспомним советское время. Тогда студенты учились и подрабатывали. А теперь они работают и подучиваются», – смеется Галина Мотова, когда говорит о тревожном тренде среди молодежи. Она согласна и с тем, что нехватка кадров представляет угрозу для образования, и с тем, что онлайн-образование может сместить вузы. В случае с интернет-платформами Галина Мотова видит один выход: объединить их и университеты.

Результат опроса: “В будущем главный вызов для высшего образования будет…”
Спикеры согласны с результатами голосования. Подготовка кадров сложна из-за того времени, которое нужно для взращивания нового сильного педагога. Ректор СПбГЭУ считает, что это должно решаться подготовкой молодых специалистов с упором на многопрофильность.

Также спикеры сходятся на мнении, что внедрение искусственного интеллекта позитивно повлияет на качество преподавания, однако его будут использовать как инструмент. Педагога он не заместит.

Бизнес

Бизнес в современной системе образования выступает как спонсор, заказчик, эксперт и стратегический партнер.

Как заказчик бизнес формирует спрос на узкоспециализированные компетенции: 70% программ магистратуры в IT-сфере разрабатывают при участии компаний (Яндекс, VK), а корпоративные университеты (СберУниверситет, Газпром-Образование) ежегодно выпускают до 30 тыс. специалистов, которые адаптированы под конкретные задачи.

В роли эксперта бизнес интегрирует актуальные кейсы в обучение. Причиной популярности корпоративных университетов могут быть их инновации и гибкость в обучении. Например, по данным проекта «Корпоративные университеты 2022», главными новшествами в дизайне и реализации образовательных решений стало внедрение новых форматов, инструментов оценки и развития.

Однако для масштабирования этой модели требуется господдержка: стандартизация программ, налоговые льготы для компаний-спонсоров и интеграция корпоративных курсов в систему аккредитации.
Игорь Максимцев согласен с тем, что бизнес – главный партнер образования. Вместе они подготавливают кадры и этим развивают экономику.

Светлана Кочетова считает бизнес партнером и спонсором образования.

Станислав Прокофьев же против того, чтобы бизнес был спонсором. Он говорит, что это неправильное направление, и оно ведет к зависимости. «Я вижу бизнес, в первую очередь, заказчиком будущих сотрудников и крупных научных работ», – неторопливо проговаривает ректор Финансового университета.

Галина Мотова рассматривает бизнес исключительно как партнера. Но не столько для университета, сколько для личности. Современный подход к обучению Мотова называет не learning for life (учения в течении всей жизни), а educational journey (образовательное путешествие), которое и может обеспечить партнерство с корпоративным обучением.
Сергей Тютин поддерживает мнение Галины Мотовой. Как представитель бизнеса, он видит в действиях своих коллег альтруизм. Несмотря на сложную ситуацию на рынке, компании все же заказчики и продолжают оставаться партнерами для университетов. Разрешение конфликтов Сергей Тютин видит в том, чтобы в преподавательский состав входили сотрудники компаний. Это сократит период адаптации и усилит подготовку кадров.

Итак, какова же роль бизнеса во взаимодействии с ВУЗами?
Спикеры сходятся на мнении, что бизнес – партнер и заказчик. Для улучшения коммуникации между ним и университетами, нужно объединить усилия. Например, сделать коллаборацию вуза с корпоративным обучением в виде специальных программ с последующим трудоустройством.


Анна Петрова