
С одной стороны море,
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох…
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох…
Крылатая фраза из исторического анекдота. Ее приписывают Ивану Балакиреву, придворному шуту Петра I. Так он ответил императору на вопрос: что люди думают о Петербурге?
Было это или нет на самом деле, – выяснить невозможно. Однако в каждой шутке есть доля правды.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открывает экспозицию «Петербургский диагноз». Выставка – часть цикла мероприятий под названием «В предлагаемых обстоятельствах». Проект музея предоставляет возможность получить ответы на вечные вопросы. Меняются лишь декорации.
«Петербургский диагноз» посвящается трем аутсайдерам, творившим вразрез с официальным советским искусством: Борису Кудрякову, Георгию Васильеву и Николаю Матрёнину. Все они – чудаки, влюбившиеся в хмарь и мрак петербургских задворков. Их работы создали образ иного, не парадного Петербурга.
«Петербургский диагноз» посвящается трем аутсайдерам, творившим вразрез с официальным советским искусством: Борису Кудрякову, Георгию Васильеву и Николаю Матрёнину. Все они – чудаки, влюбившиеся в хмарь и мрак петербургских задворков. Их работы создали образ иного, не парадного Петербурга.

По словам Валерия Козиева, художника и друга Николая Матренина, тот довел идею альтернативного Питера до апогея. Такого города никто никогда не видел.
– Черно-белое фото. На ней немыслимо корявая лестница, которая ведет на второй этаж. Справа от двери надпись, сделанная черной краской – «Кв. №33». Ну, просто жуть, хоррор! – смеется Дарья, посетительница выставки, рассказывая о том, что запомнилось больше всего.
– Черно-белое фото. На ней немыслимо корявая лестница, которая ведет на второй этаж. Справа от двери надпись, сделанная черной краской – «Кв. №33». Ну, просто жуть, хоррор! – смеется Дарья, посетительница выставки, рассказывая о том, что запомнилось больше всего.

Художественное оформление экспозиции отражает ее идею. Ржавые листы металла свисают с потолка, заборная решетка прибита к стенам… и между этим урбанистическим хаосом – листки с литературными образами Петербурга. Цитаты из произведений Гоголя, Достоевского, Хармса, Введенского подчеркивают пугающую иррациональность города.
Как утверждают организаторы, любой житель может обнаружить у себя признаки «петербургского диагноза». Возможно, работы художников подскажут способы лечения. Однако универсального средства не существует. Каждый справляется с этой «болезнью», как может. Поэтому и старая аптечка, которую на входе видят посетители, закрыта.
Как утверждают организаторы, любой житель может обнаружить у себя признаки «петербургского диагноза». Возможно, работы художников подскажут способы лечения. Однако универсального средства не существует. Каждый справляется с этой «болезнью», как может. Поэтому и старая аптечка, которую на входе видят посетители, закрыта.

Как отмечают те, кто побывал на выставке, их поразил современный подход к оформлению площадки. С каждым экспонатом зритель может взаимодействовать. В углах зала установлены мониторы с подключенными наушниками. Можно посмотреть видеоматериалы, услышать голоса художников, познакомится с их внутренним миром.
– Некоторые фотографии и экспонаты вызывали мурашки восхищения. Некоторые, наоборот, печаль. Очень сильно вдохновилась, захотелось сочинить стихотворение! – делится эмоциями Злата, студентка кафедры актерского мастерства.
– Некоторые фотографии и экспонаты вызывали мурашки восхищения. Некоторые, наоборот, печаль. Очень сильно вдохновилась, захотелось сочинить стихотворение! – делится эмоциями Злата, студентка кафедры актерского мастерства.
Вячеслав Федяев
Фото автора
Справка: Выставка «Петербургский диагноз» проходит с 23 октября по 8 декабря в Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, по адресу Литейный проспект, 53В. Подробней о выставке можно узнать на сайте музея.