Свитер с волком, на левой руке кожаная перчатка с заклепками... Игорь Апухтин брал интервью у BlackSabbath и Whitesnake, у Шевчука и Кинчева. Провел на телевидении в общей сложности 20 лет, затем ушел в преподавательскую деятельность и фриланс. Сейчас ведет две авторские программы на независимом хард-рок радио MOTORADIO.ONLINE.

Творческий вечер Игоря Апухтина, посвященный журналистике и року прошел 13 декабря в здании радиостанции, по адресу Глухоозерское шоссе, 18. В преддверии мероприятия СТУДПРЕССА взяла интервью у Игоря Николаевича.
– Что надо учесть в процессе беседы, чтобы интервью получилось удачным?
– Есть два закона. Первый – надо реагировать на своего собеседника. Зачастую у журналиста есть установленная программа: задать как можно больше вопросов в условиях ограниченного времени. Он совершенно не обращает внимания на ответы собеседника. Не следит за его реакциями. Человек видит, что журналисту не интересен, и начинает закрываться. Получается стопроцентно скучный материал.
Второй закон – задавайте только те вопросы, которые вам действительно интересны. Когда увлечены тем, что спрашиваете, ваша энергия передается собеседнику. За ходом интервью становится интересно наблюдать. Так вы привлекаете внимание зрителя, слушателя, читателя к своей работе.
Еще к интервью нужно готовиться заранее. Изучить деятельность собеседника, составить список оригинальных «живых» вопросов.
– Иногда, даже после тщательной подготовки к беседе, мозг может внезапно отключиться в самый ответственный момент. Как молодому журналисту преодолеть «страх чистого листа» во время интервью?
– Отвечу рекламным слоганом: понимание приходит с опытом. Помню первый эфир на телевидении в качестве корреспондента. Нужно было сказать три предложения в эфире перед своим сюжетом и три после. Не запомнил, про что говорил. Запомнил лишь ощущение – будто бы проглотил лом. Это было жутко (смеется).
«Страх чистого листа» свойственен всем новичкам. Но есть хорошая новость – уверенность нарабатывается со временем. Надо себя заставлять действовать, несмотря ни на что. Далее это войдет в привычку, и страх исчезнет сам собой.
– Как работать с собеседником, из которого не вытянуть и пары слов?
– Люди могут быть замкнутыми, но, когда возникает ситуация, требующая их помощи, большинство откликается. Во время интервью, проявляя доброжелательность и стремление помочь, вы налаживаете энергетический контакт с человеком. Если объяснить собеседнику, что его мысли о какой-либо проблеме могут быть полезны людям, он пойдет навстречу вне зависимости от внутренних установок.
Плюс к этому, если вы демонстрируете, что заинтересованы в том, о чем собираетесь беседовать, получите отличный результат. Нужно найти подходящий ключ к человеку и рухнет любой барьер.
– Как преодолеть барьер недопонимания, если ваш собеседник – человек из совершенно другой сферы?
– В 2010 году я вел программу «Наука XXI века». Нужно было записать интервью с директором Института прикладной химии, в которой я не соображаю совсем. Сказал ему: «В химии я полный идиот, как и 90% всех тех, кто будет смотреть нашу программу. Поэтому, пожалуйста, простым русским языком объясните, чем вы тут занимаетесь». Барьер был сломан моментально. Я не пытался строить из себя того, кем не являюсь. И это сработало.
Конечно же, еще нужно считывать психологический портрет человека, с которым вы работаете, чтобы предвидеть его реакции. Что применимо к одному – не применимо к другому. Но этому невозможно научиться в одночасье. Нужно общаться с разными людьми, анализировать их реакции…
– Что надо учесть в процессе беседы, чтобы интервью получилось удачным?
– Есть два закона. Первый – надо реагировать на своего собеседника. Зачастую у журналиста есть установленная программа: задать как можно больше вопросов в условиях ограниченного времени. Он совершенно не обращает внимания на ответы собеседника. Не следит за его реакциями. Человек видит, что журналисту не интересен, и начинает закрываться. Получается стопроцентно скучный материал.
Второй закон – задавайте только те вопросы, которые вам действительно интересны. Когда увлечены тем, что спрашиваете, ваша энергия передается собеседнику. За ходом интервью становится интересно наблюдать. Так вы привлекаете внимание зрителя, слушателя, читателя к своей работе.
Еще к интервью нужно готовиться заранее. Изучить деятельность собеседника, составить список оригинальных «живых» вопросов.
– Иногда, даже после тщательной подготовки к беседе, мозг может внезапно отключиться в самый ответственный момент. Как молодому журналисту преодолеть «страх чистого листа» во время интервью?
– Отвечу рекламным слоганом: понимание приходит с опытом. Помню первый эфир на телевидении в качестве корреспондента. Нужно было сказать три предложения в эфире перед своим сюжетом и три после. Не запомнил, про что говорил. Запомнил лишь ощущение – будто бы проглотил лом. Это было жутко (смеется).
«Страх чистого листа» свойственен всем новичкам. Но есть хорошая новость – уверенность нарабатывается со временем. Надо себя заставлять действовать, несмотря ни на что. Далее это войдет в привычку, и страх исчезнет сам собой.
– Как работать с собеседником, из которого не вытянуть и пары слов?
– Люди могут быть замкнутыми, но, когда возникает ситуация, требующая их помощи, большинство откликается. Во время интервью, проявляя доброжелательность и стремление помочь, вы налаживаете энергетический контакт с человеком. Если объяснить собеседнику, что его мысли о какой-либо проблеме могут быть полезны людям, он пойдет навстречу вне зависимости от внутренних установок.
Плюс к этому, если вы демонстрируете, что заинтересованы в том, о чем собираетесь беседовать, получите отличный результат. Нужно найти подходящий ключ к человеку и рухнет любой барьер.
– Как преодолеть барьер недопонимания, если ваш собеседник – человек из совершенно другой сферы?
– В 2010 году я вел программу «Наука XXI века». Нужно было записать интервью с директором Института прикладной химии, в которой я не соображаю совсем. Сказал ему: «В химии я полный идиот, как и 90% всех тех, кто будет смотреть нашу программу. Поэтому, пожалуйста, простым русским языком объясните, чем вы тут занимаетесь». Барьер был сломан моментально. Я не пытался строить из себя того, кем не являюсь. И это сработало.
Конечно же, еще нужно считывать психологический портрет человека, с которым вы работаете, чтобы предвидеть его реакции. Что применимо к одному – не применимо к другому. Но этому невозможно научиться в одночасье. Нужно общаться с разными людьми, анализировать их реакции…

– Есть ли какие-то упражнения, чтобы научиться «считывать психологический портрет»?
– Очень люблю одно занятие. Если человек на улице чем-то меня привлек, пытаюсь тут же срисовать его психологический портрет. И моделирую ситуацию: если ему сейчас задать какой-либо вопрос, как он на него отреагирует? Иногда подхожу и задаю. Человек либо подтверждает мое предположение, либо опровергает. Такая вот практика. Нужно учиться этому в обыденной жизни, в общении с окружающими. Тогда и при работе со звездами будете чувствовать себя увереннее.
– Чем отличается работа с известными артистами от работы с новичками?
– На самом деле ничем. Я стараюсь со всеми общаться одинаково. С каждым нужно уметь найти общий язык. Но ребятам, которые только начинают свой путь, особенно важно уделять внимание. Им нужна поддержка, творческий импульс.
А великие – есть великие. У них бывают капризы. Получится «развести» звезду на интервью – здорово, молодец. Технически только в этом и есть различие.
– Чего не достает современным журналистам? И почему.
– Честности и смелости. Без этих качеств журналистики просто нет.
Чтобы быть хорошим журналистом нужно выйти из зоны комфорта. Однажды меня занесло в Штутгарт на конференцию журналистов восточной Европы. На одну из телевизионных студий мы попали в качестве зрителей: посмотреть, как там обучают дикторов, ведущих программ. Ясно, что это техника речи, вроде «тридцать три корабля лавировали-лавировали…», – и так далее. Но было одно «но». Сидят десять человек, мужчины и женщины, абсолютно голые, и хором произносят скороговорки на немецком языке под прицелом телекамер... Это слом внутреннего барьера. Если тебе страшно и неловко – успехов в журналистике не добиться.
Еще нельзя забывать, что миссия журналиста – говорить правду, какой бы горькой она не была. Это те качества, которых сегодня не хватает ни журналистам, ни тем, кто обучает молодежь. Этому и будет посвящен мой проект интернет-радиостанции.
– В чем будет особенность вашей радиостанции?
– Это будет площадка для всех молодых, кто хочет что-то сказать миру. Сейчас идут сложные разговоры о помещении под студию. Один из вариантов очень интересный и неожиданный, после нового года расскажу о нем подробно в соцсетях.
Подписывайтесь на Игоря Апухтина в VK и Telegram, чтобы не пропустить запуск молодежного интернет-радио.
– Очень люблю одно занятие. Если человек на улице чем-то меня привлек, пытаюсь тут же срисовать его психологический портрет. И моделирую ситуацию: если ему сейчас задать какой-либо вопрос, как он на него отреагирует? Иногда подхожу и задаю. Человек либо подтверждает мое предположение, либо опровергает. Такая вот практика. Нужно учиться этому в обыденной жизни, в общении с окружающими. Тогда и при работе со звездами будете чувствовать себя увереннее.
– Чем отличается работа с известными артистами от работы с новичками?
– На самом деле ничем. Я стараюсь со всеми общаться одинаково. С каждым нужно уметь найти общий язык. Но ребятам, которые только начинают свой путь, особенно важно уделять внимание. Им нужна поддержка, творческий импульс.
А великие – есть великие. У них бывают капризы. Получится «развести» звезду на интервью – здорово, молодец. Технически только в этом и есть различие.
– Чего не достает современным журналистам? И почему.
– Честности и смелости. Без этих качеств журналистики просто нет.
Чтобы быть хорошим журналистом нужно выйти из зоны комфорта. Однажды меня занесло в Штутгарт на конференцию журналистов восточной Европы. На одну из телевизионных студий мы попали в качестве зрителей: посмотреть, как там обучают дикторов, ведущих программ. Ясно, что это техника речи, вроде «тридцать три корабля лавировали-лавировали…», – и так далее. Но было одно «но». Сидят десять человек, мужчины и женщины, абсолютно голые, и хором произносят скороговорки на немецком языке под прицелом телекамер... Это слом внутреннего барьера. Если тебе страшно и неловко – успехов в журналистике не добиться.
Еще нельзя забывать, что миссия журналиста – говорить правду, какой бы горькой она не была. Это те качества, которых сегодня не хватает ни журналистам, ни тем, кто обучает молодежь. Этому и будет посвящен мой проект интернет-радиостанции.
– В чем будет особенность вашей радиостанции?
– Это будет площадка для всех молодых, кто хочет что-то сказать миру. Сейчас идут сложные разговоры о помещении под студию. Один из вариантов очень интересный и неожиданный, после нового года расскажу о нем подробно в соцсетях.
Подписывайтесь на Игоря Апухтина в VK и Telegram, чтобы не пропустить запуск молодежного интернет-радио.
Вячеслав Федяев