на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Новости

Арт-объект не для полки

Когда можно считать книгу не только произведением литературы, но и предметом искусства? Ищем ответ в уникальной коллекции работ издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга».

Экскурсию по издательству провела сотрудница Дарья Лаврентьева. Она погрузила гостей в историю зарождения книжного дела. Подробно рассказала о печатных и переплётных прессах. Продемонстрировала редчайшие малотиражные книги.

Знакомство с неповторимой коллекцией издательства начинается с древнерусского памятника литературы – «Слово о полку Игореве». По виду книга, помещенная в футляр, увесистая.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Первый экземпляр представленного издания вышел в 2012 году. Он создавался на протяжении 16-ти лет. В 1996 году директор издательства Петр Геннадьевич Суспицын обратился за советом к литературоведу и филологу Дмитрию Сергеевичу Лихачёву относительно выбора перевода эпоса, который после обсуждений однозначно рекомендовал использовать перевод Николая Заболоцкого.

Современные мастера выполнили работу в традициях старинных летописей. Фолиант со 108-ю страницами имеет дубовый переплёт и медные замки. Верхняя крышка переплёта декорирована миниатюрой, созданной в авторской технике. Материал форзацев – шелк.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Долгий период создания объясняется тем, что книга полностью рукописная (стилизованное уставное письмо). Большой проблемой было найти книжного каллиграфа. Однако судьба свела издательство с художником Денисом Лотаревым . Мастер вручную написал все экземпляры тиража издания.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Художником выступил петербургский график, заслуженный художник Российской Федерации Юрий Люкшин. Иллюстрации мастера схожи с иконописью. Дарья подчёркивает: творчество художника должно быть созвучно с темой книги.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Тираж – 30 экземпляров. В собрании Государственного Эрмитажа хранится экземпляр под № 1.
Дарья переходит к обзору другой книги. Она раскрывает футляр и достает из него китайский военный трактат «Тридцать шесть стратагем». Верхняя крышка украшена барельефами медных воинов в количестве, соответствующем числу стратагем.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Тираж: 40 экземпляров, объём каждой книги – 176 страниц. Форзац и футляр фолианта отделаны шелком, который руководитель издательство привез из Китая, из магазина с 500-летней историей, специально для данного издания.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Каждая книга данного издания написана на двух языках: китайском и русском. Русский шрифт был полностью разработан каллиграфом Денисом Лотаревым. В написании книги участвовала также мастер каллиграфии Наталья Лотарева. Китайскую каллиграфию выполнил мастер Ло Лэй.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Трактат содержит 36 иллюстраций, выполненных в разных техниках печатной гравюры. Шесть художников, прочитав стратагемы, отразили их на свой лад.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Выставка «Тридцать шесть стратагем. Канон военного искусства Древнего Китая» состоялась в 2016 году в Эрмитаже.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Переходим к следующему особому изданию – «А. Т. Твардовский. Василий Тёркин». Оно было подготовлено к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Дарья открывает футляр. Он Декорирован тканью от солдатской плащ-палатки 1942 года выпуска. Внутри него лежат наручные механические часы и сама книга. Ее переплет – полевая офицерская сумка-планшет. В ней есть вкладыш с подлинными предметами 1937-1945 годов: графитные карандаши, циркуль, перочинный нож и стирательная резинка.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
Поэма напечатана вручную на механической пишущей машинке «Rheinmetall». Она содержит в себе вступление, 26 глав и три авторских отступления. В первом издании художник Ян Лельчук сделал все изображения автоматическим карандашом.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
В тиражной версии иллюстрации были разработаны в технике офорта. Дарья отмечает, что во всех экземплярах их разное количество. Работы над иллюстративными материалами до сих пор не закончена. Уже создано 18, а запланировано – около 30.
Фото: Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга»
При издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга» есть культурно-просветительский центр «Академия Редкой книги». В его рамках осуществляются различные мероприятия: экскурсии для детей и взрослых, тематические лекции и мастер-классы. Миссия Академии - популяризация искусства рукотворной книги через просвещение и обучение редким книжным ремеслам.

Ознакомиться подробнее с мероприятиями Академии можно на сайте.
Город
Made on
Tilda