Статьи

GRIGODAS: «Бурятские обряды и традиции мне близки и всегда были частью моей жизни»

Существует три мира: Верхний, Средний и Нижний. Посетить каждый из них и повстречать немало мифологических существ может любой желающий. Что и сделали гости необычной встречи.

Иммерсивная лекция под лозунгом «Мифы Бурятии» по VR-миру «Три слоя мира» художницы GRIGODAS (Дарья Григорьева) прошла в библиотеке «Нота». Чтобы узнать о мифологическом мире подробнее, я пообщалась с автором.
Фото из тг-канала БКЦ «Нота»/https://t.me/nota_lib/693
Художница Дарья Григорьева окончила Иркутский государственный университет по направлению «Прикладная информатика», однако ее всегда влекло творчество. После она окончила магистратуру Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» и совместила технологии и искусство, создав проект на платформе VRChat. Ее творчество – раскрытие культурных особенностей бурятского народа. Проекты Дарьи – своеобразный ретеллинг старинных историй и легенд.

Почему проект именно в VR пространстве?

– Виртуальные пространства позволяют погрузить человека в определенный мир, который окружает его на 360 градусов. Зрители могут взаимодействовать с пространством так, как будто они находятся в реальном мире. Стоит отметить, что проект опубликован в VRChat, что позволяет посетить данную вселенную, находясь в любой точке мира, так как платформа VRChat является международной. С помощью данной реализации я как автор могу демонстрировать мифологию Бурятии для любого человека, где бы он не находился.
Фото Дарьи из личного архива/Скриншот из VRChat «Три слоя мира»
Почему затронули тему мифологии?

– В 2023 году я закончила магистратуру «Технологическое искусство» Университета МИСИС, и пространство на платформе VRChat стало моей практической частью магистерской диссертации. Когда выбирала тему ВКР, раздумывала над тем, что же мне интересно изучать, и поняла, что в первую очередь интересно транслировать свой личный культурный код и культурный код народов. Культурный код в свою очередь складывается из множества факторов, в том числе и мифологии. Мифология является артефактом культуры, который строит ее.
Скриншот из VRChat «Три слоя мира»
Почему проект именно о Бурятии?

– Все мои родные из Забайкалья и Бурятии, и я себя ассоциирую с этой частью света, хотя родилась и росла в Иркутске. Так повелось, что в моей семье всегда соблюдались традиции. К примеру, вместе с моим папой мы отмечаем Сагаалган — это бурятский Новый год. Стрижемся мы по зурхаю — древней астрологии монголоязычных народов. Проводим обряд задабривания богов в священных бурятских местах. Именно поэтому я создала проект в VR, чтобы рассказать о мифологии Бурятии.
Скриншот из VRChat «Три слоя мира»
Дарья, почему именно три слоя мира?

– Согласно текстам бурятских мифов, вселенная состоит из трех слоев: верхний – мир верховных божеств, средний – мир людей и богов, которые помогают людям уживаться со стихиями природы, нижний – место, где обитают злые, коварные духи, вредящие людям, души умерших, не нашедших пристанище. Это основа мира, поэтому это и решила взять за основу виртуального пространства, чтобы обратить внимание зрителей на такой факт в бурятской мифологии. Зритель попадает на остров посреди озера Байкал, который является частью среднего мира. Там он может встретить духов леса, эжина воды, громовержца. Олень в лесу является посредником между людским и верхним миром. Посреди поля имеется древняя расщелина с лавой, падение в нее влечет за собой перемещение в нижний мир.
Скриншот из VRChat «Три слоя мира»
Сколько времени ушло на разработку проекта? И кто помогал Вам в процессе создания?

– На исследование, проведение структурно-семиотического анализа мифологии и создание виртуального пространства ушло около 5 месяцев. Мой научный руководитель, кандидат философских наук Валентин Матвеенко, помогал мне в изучении мифологии. В рамках диплома мы провели структурно-семиотический анализ бурятской культуры, выявили основные символы бурятских мифов, которые в дальнейшем использовались при создании виртуального пространства. Виртуальное пространство я создавала самостоятельно, начиная от эскизов, как могли бы выглядеть те или иные божества, исходя из описаний в мифах, создания трехмерных моделей этих божеств и заканчивая сборкой всего виртуального пространства в среде разработки игр.

Каких мифологических существ можно встретить в ваших мирах?

– В самом начале зритель попадает в средний мир. Там он может встретиться с хозяином воды Уха Лосон. Он обитает на дне водоема и имеет много приспешников – весь водный мир ему подчиняется. Есть Хухедей-Мерген, бог-громовержец, который своими молниями очищает мир от нечистой силы. Также там можно встретить хозяев леса: старик Орьел и старуха Сорьел. С помощью оленя можно попасть в верхний мир. В верхнем мире живут божества высшего ранга, небожители, или Тенгри – бабушки и дедушки духов Среднего мира. «Вечно Синее Небо», или по-бурятски Хухэ Мунхэ Тенгри – дух, который дарует жизнь. Он олицетворяет мужское начало, чистый разум и справедливость. «Отец Ясное Небо», или Эсэгэ Малан Тенгри. Его любят за то, что он спас украденные солнце и луну из подземелья – без него была бы вечная тьма. И Манзан Гурмэн – великая богиня, прародительница всех шаманских духов-покровителей. В нижнем мире живет высший правитель царства мертвых Эрлик, его ездовой бык и другие безымянные духи. Живущие под землей сущности часто перевоплощаются и могут являться в виде красных шаров, одноглазых кошек и волков.

Прогуляться по виртуальным мирам Дарьи можно с помощью платформы VRChat https://hello.vrchat.com/ или через личный сайт художницы https://grigodas.art/ru/threelayersoftheworld.

Подписывайтесь на GRIGODAS в социальных сетях Тг: https://t.me/s/grigodasArt

ВК: https://vk.com/grigodasart

Карина Таранова

Made on
Tilda