Статьи

Просто я вот такой и здравствуйте!

«Хоть Цоя нет уж четверть века,

Он в каждой пачке сигарет,

В звезде, что Солнцем мы зовём

И в переменах, что мы ждём»

Увидеть фотографии из личного архива семьи Цой. Почувствовать запах сцены. Прикоснуться к микрофону, чтобы спеть вместе с легендой ленинградского рока. Услышать последнюю песню, которая играла в машине Виктора Цоя за несколько секунд до его смерти. Это и не только можно сделать на выставке-байопик «Виктор Цой. Легенда» в Севкабель Порте.

На входе – стойка со специальным оборудованием и девушка, которая с улыбкой приветствует посетителей.

– Предлагаю для большего погружения надеть наушники и «кассету».

«Кассета» – плеер, который улавливает загруженные аудио-сигналы от экспонатов и транслирует их в наушники.
Темный зал под названием «Ленинградская легенда». Слева описание экспозиции: «Наша выставка посвящена рок-музыканту, композитору, поэту, артисту и художнику, ставшему, сначала, городской легендой, а потом и легендой для всей страны». Справа подсвеченные фотографии Виктора, сделанные в Петербурге. По середине большая 3D-скульптура Цоя, голова которой наклонена вниз. В руке – зажигалка с подсвеченным пламенем. В наушниках играет:

«У меня есть дом, только нет ключей

У меня есть солнце, но оно среди туч»
Второй зал – «Место для шага вперед». Желтые и черные рамки чередуются, разграничивая помещение на зоны. Каждый желтый промежуток – это определенный период из жизни певца. «Виктор вписывался в свое время и свою среду без всяких проблем, ничто не выдавало в нем сверхъестественной природы», – читаю на первом экспонате с детскими фотографиями рок-звезды. Необычно расположены стенды. Не обязательно идти строго по порядку, чтобы понимать логическую нить повествования автора представленной в зале композиции.

– Я вообще молчаливый. Стараюсь не говорить, когда можно не говорить. Я никакого образа не создавал... просто я вот такой и здравствуйте, – улыбаясь, отвечает Виктор в своем интервью 19 ноября 1989 года.

Архивные видео с репетиций, письменные переводы любимых зарубежных песен и интервью, данное американской подруге и коллеге Джоанне Стингрей открывают Виктора Робертовича совершенно с другой стороны. Посетитель постепенно проникается идеологией и мировоззрением кумира.
Зал «Камчатка». Печь, готовая без конца пожирать уголь, стоит как основа экспозиции. Яркие языки пламени вьются, освещая груды угля по периметру. «Работа кочегаром означала невысокий социальный статус, но именно “Камчатка” сыграла в мифологии Виктора Цоя и группы “КИНО” ту роль, которую в древних мифах играли тяжелые испытания, требующие от героев большой физической силы», – читаю в пояснении. На всех горках угля находятся музыкальные инструменты: электрогитары, синтезаторы и даже барабаны с тарелками. Это символизирует котельную, как родоначальницу музыкальной карьеры Виктора.
Зал «Фонотека» знакомит посетителей с историями знаменитых музыкальных альбомов. «В силу банального отсутствия инструментов и группы как таковой, Виктор начинал с простых песен под гитару. Но даже в самых ранних песнях ощущался самобытный мелодизм, для них уже был характерен сдержанный поэтический слог и особое чувство стиля», – описывает автор свою композицию в зале.

Подхожу к первому экспонату. Альбом «45». В наушниках звучат знакомые строки:

«Ведь я сажаю алюминиевые огурцы, а-а

На брезентовом поле».

На каждой стене представлено по два альбома. На каждом стенде краткая история о том, как было придумано название, откуда взята идея для обложки и о самой знаменитой композиции.

По середине стоит стеклянный стенд:

«Здесь же, впервые после смерти Виктора Цоя, в одном пространстве встретились три его концертные гитары», – читаю в пояснении. Над каждой гитарой – видеоряд с выступлений музыканта.

Раздвигаю шторы и прохожу в пятый зал – «Планетарий». Зеркальный пол отражает лучи, летящие от диско-шара. Напротив находится большая планета, которая светится разными цветами. «Как и любая звезда, Виктор Цой существовал в созвездии», – гласит описание зала.

Стены изрисованы астрономическими силуэтами. Поверх них маленькие фотографии знаменитых людей, имеющих отношение к группе «КИНО». Помимо диско-шара, в зале располагаются несколько небольших «планет» с экранами внутри. Там транслируют интервью бывших участников музыкальной группы и родственников Виктора Цоя. Трогательно отзывается об отце Александр, сын солиста «КИНО»:

– У меня отец состоит из какого смутного чего-то из детства, и какой-то колоссальной части внутри меня, – улыбается Александр, рассказывая о том, как помнит папу, – качества, присущие этой группе... Они (участники группы) никогда не переступают через себя. Поэтому всегда можешь на них рассчитывать. Это как такой невероятно крепкий хребет, невероятный фундамент, на который легко опираться, потому что за тобой люди совершенно несгибаемые, думаю, он (Виктор Цой) был такой же.
В зале «Стиль» представлены знаменитые образы Виктора Робертовича. Подлинные вещи принимают узнаваемые всеми позы певца. «Руководствуясь интуитивным чувством стиля, Цой двигался к минималистичной, монохромной стилистике, оставлявшей пространство для фантазии».
«Приключения Моро» – название седьмого зала. Локация посвящена фильму «Игла», где Виктор сыграл главную роль. По периметру комнаты расположены экраны с яркими моментами из кинокартины. Справа от входа стоят красные телефонные будки. Поднимаю трубку и прикладываю к уху. Внезапно слышу голос Моро – главного персонажа из фильма:

– Але? Але?

– Ника? Ничего не слышно...

– Угу. Слушай, монетки кончаются, – разговаривает будто со мной герой Цоя.

«В 1989 году, по результатам опроса читателей самого популярного киножурнала страны «Советский экран», Виктора Цоя назвали лучшим актером страны. Впервые в истории им стал не профессиональный актер, а музыкант», – читаю на стене напротив.

По центру расположен большой стеклянный шар с фигурой персонажа Виктора внутри в позе из последней сцены фильма. А над ним висят шары поменьше, но также с фигурками в разных позах.

Прохожу дальше, вижу настоящие режиссерские кресла с фамилиями на спинках: «Нугманов» и «Цой».
Слышу, как кто-то во весь голос поет «Кукушку». Следующий зал называется «Попробуй спеть вместе со мной». Вижу стойки с микрофонами, а после замечаю комнату, из которой доносится песня.
Зал «Искусство» оформлен как музейное помещение. Цветные стены. Картины подсвечены под стеклом.

Посетителям выпадает уникальная возможность посмотреть на Цоя-художника. Все полотна – его творения.
Захожу в яркий, разноцветный зал номер десять – «Вокруг света, или Цойленд». Для Виктора поездка в США стала настоящим открытием Америк. Он был одним из первых среди советских рок-музыкантов, кто выехал за границу. Благодаря этому расширил границы своего собственного мировосприятия, что, конечно отразилось на музыке.

Не только Америк сыграла роль в карьере певца, но и Франция.

– Когда он прилетел, то сказал, что Париж – это его стиль, его город, его эстетика, – рассказывал в своем интервью Жоэль Бастенер (на тот момент, действующий сотрудник по культуре посольства Франции в России).

Большие карикатурные фигуры, будто сошедшие с картин Виктора Цоя, стоят в зале. На стенах экраны с интервью и архивные фотографии.

Следующий – «Тур по Союзу». С апреля 1989 года по июнь 1990 года прошел масштабный тур «КИНО», охвативший 25 городов СССР. Это был настоящий прорыв. Еще несколько лет назад группа «КИНО» выступала только на квартирниках, в кочегарке или, в лучшем случае, в Ленинградском рок-клубе.

На стене и полу схематично представлена карта Советского Союза. Из пунктирных линий складывается маршрут группы из города в город. Ближе к потолку – проекция видео выступлений с тура. В зале можно взять с собой сувенир: лист календаря с датами и городом, в котором проходил концерт.
Одиннадцатый зал – «Каникулы Цоя». Полароидные снимки — маленькие фрагменты того лета, которое никогда не закончилось для певца. «Оно так и осталось с нами в виде крохотных карточек, на которых он вечно молодой и счастливый», – написано на черной стене.

Помимо фотографий, представлена кассета. Композиция «Именно сегодня! Именно сейчас!» ленинградской рок-группы «Новые композиторы» звучала в машине во время аварии 15 августа 1990 года.
«Последний герой». Открываю тяжелые большие двери. Прохожу в зеркальную комнату с запотевшими стеклами. Софиты меняют цвета, включаются и выключаются. Некоторые плитки подсвечены. Никаких пояснений от авторов, создавших зал, нет. Складывается ощущение, что находишься на сцене.
Выхожу к стойке сдачи гарнитуры. «Ну что ж, спасибо большое, на этом всё это заканчивается. Спасибо большое, что вы всё сюда пришли, до свидания, спасибо!», – звучит в наушниках фраза Виктора Цоя, который благодарит фанатов после концерта.

Подхожу к девушке, которая недавно вышла с выставки, и задаю вопрос:

– Как Вы думаете, почему популярность Виктора Цоя растет, пока артисты нового поколения, как спички, загораются и быстро потухают?

– Мне кажется, не то, чтобы популярность Цоя растет. Он всегда был на уровне и на уровне остается. Новое поколение, может быть, и слушает каких-то новых исполнителей, но они все равно на фоне слышат Цоя. Я жалею, что не родилась в то время, когда душевная музыка могла бы стать частью моего мира. Но, тем не менее, очень рада, что сейчас можно прийти на выставку, в эту атмосферу, пощупать какую-то легенду.

Замечаю в зоне сувениров и мерча работников. Задаю вопрос:

– С чем у вас ассоциируется музыка Виктора Цоя?

– Наверное, с двором, с первыми уроками на гитаре, – говорит парень из их компании.

– То есть да, это вот что-то такое дворовое, мальчишеское, такое теплое, компактное, – соглашается с ним девушка.

Подхожу к парню, рассматривающему авторскую посуду по мотивам выставки. Интересуюсь:

– Как Вы относитесь к Цою и к его творчеству?

– К самому Виктору – сложно сказать, потому что, лично-то не знакомы. Никогда не знаешь, что это на самом деле за человек. Я могу только оценить его творчество, которое мне нравится. Многие песни помогли мне пережить тяжелые времена. Думаю, я не один буду такой.

Выставка-байопик «Виктор Цой Легенда» проходит в Севкабель Порте до 30 ноября. Приобрести билеты можно на официальном сайте https://tsoylegend.ru/

С другими мероприятиями в Севкабель порте можно ознакомиться на официальном сайте https://sevcableport.ru/ru


Серафима Лихачева

Фото автора

Made on
Tilda