Моя малая Родина – республика Марий Эл. Она входит в Приволжский Федеральный округ, расположена в среднем течении реки Волги. На западе она граничит с Нижегородской областью, на севере и востоке – с Кировской областью, на юго-востоке – с республикой Татарстан, на юге – с Чувашской республикой. По занимаемой территории и численности населения республика относится к числу небольших субъектов Российской Федерации. Её площадь составляет 23,3 тыс. км2. На 3 рисунке представлена вышитая мастерицами Звениговского района карта Марий Эл, выполненная в рамках проекта «Вышитая карта России». У вышивки есть символическое значение: на карте присутствуют символы, изображающие образ утки – матери-прародительницы у древних финно-угорских народов; традиционный растительный орнамент, символизирующий природу марийского края. По краям карты гармонично вписались орнаменты народов, проживающих на территории республики. Знак взаимопонимания – у народа Чувашии; дорога дружбы – у народа Удмуртии; символ мира и спокойствия, изображенный с помощью орнамента «Гусиная шея», – у татарского народа; солнце – у русского народа.
Республика богата реками и озёрами, большая её часть (57 %) покрыта лесами. Летом, особенно в августе, проходит много тёплых дождей, что привлекает в республику грибников. В смешанных лесах по Кокшайскому, Казанскому и Козьмодемьянскому трактам растут в основном: белые, подосиновики, подберёзовики, маслята и лисички.
Численность населения региона по данным Росстата составляет 672 321 чел. в 2024 году, где около 70% – городское население. Я родилась в столице республики Марий Эл – городе Йошкар-Ола.
Мой родной город называют «Европой в центре России», «единственным городом на букву «Й», «красным городом», «городом на Кокшаге», а также сказочным и неординарным. В августе 2024 года городу исполнилось 440 лет и с каждым годом город становится всё краше. На данный момент Йошкар-Ола является популярным туристическим городом России и поражает туристов своей архитектурой. Реплики некоторых ярких европейских архитектурных памятников расположены в самом центре города: Спасская башня Московского Кремля, венецианский Дворец дожей, храм Спаса на Крови из Санкт-Петербурга, набережная Брюгге со сплошными фасадами малоэтажных разноцветных домов с элементами фламандской архитектуры с башнями, зубцами, яркими орнаментами и шпилями.
Центральный парк культуры и отдыха – ещё одна достопримечательность города, расположенная в центральной его части. Парк организован в 1941 году на базе дендрариума, в настоящее время признан объектом культурного наследия регионального значения, на его территории расположены кафе, аттракционы и скульптурные композиции. Также в парке расположен «Монумент Воинской славы» и Вечный огонь, где ежегодно 9 мая проходит Вахта памяти. Мемориальный комплекс был установлен 5 ноября 1973 года. В течение трёх лет скульптурную композицию изготавливали в Москве и по частям перевозили в столицу Марий Эл. Создателем выступил скульптор Анатолий Ширнин при сотрудничестве с архитекторами Г. П. Яковлевым и Ю. И. Цыгановым.
В городе ежегодно проходит огромное количество культурных и спортивных мероприятий, на территории учебно-тренировочной базы «Корта» зимой располагаются лыжные трассы, а летом проходят спортивные фестивали. В городском населении Йошкар-Олы, а также ряде сёл в окрестностях столицы и на западе республики преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе – горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Параньгинском районе преобладает татарское население. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл.
Культура народа Мари самобытна и многогранна. Марийские мифы и легенды сыграли большую роль в зарождении профессиональной литературы, различных видов искусства, до сих пор не утратили своего значения в идейном, художественном обогащении национальной культуры, они включаются в учебники для школ в целях воспитания патриотизма, любви к родному краю, развития краеведческой, музейной работы. Именно марийский фольклор стал для меня источником вдохновения. На 1 рисункепредставлена моя авторская декоративная композиция по мотивам марийской мифологии «Как Юмо сотворил жизнь».
А. И. Куприн говорил: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…», следовательно сохранение национального языка очень важно для сохранения культуры народа в целом. С этой целью в разработанной композиции была использована дословная цитата из мифа «Как Юмо сотворил жизнь» на языке оригинала. В переводе на русский она звучит так: «В седой древности Юмо создал землю, людей, лес, воду, скотину, всех зверей. За одну неделю он всё и сотворил. И всему дал имя». В работе использованы традиционные марийские орнаменты и символы. В центре композиции представлена пожилая женщина-сказительница, одетая в национальный марийский костюм, так как он является одним из самых ярких проявлений самобытной культуры этноса, был и остаётся символом этнической идентичности. Важной частью марийского женского костюма являлись пояса, передники и головные уборы. В работе изображен празднично-обрядовый вариант, украшенный монетами, кистями, бусами и пуговицами. Они пришивались для защиты от «порчи». Такого рода бисер носил название «шинча вочмо деч шер» – от «дурного сглаза». Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш, представленный в данной композиции; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки.
Ландшафтные особенности территории – это важный фактор, обуславливающий верования народа. У марийцев, населяющих лесную зону, было распространено язычество. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Моления и ритуалы марийской традиционной религии проводились в священных рощах, называемых «кӱсото».
Посредниками между людьми и богами выступали специально выбранные деревья – «онапу» – липа, берёза или дуб. «Онапу» (с мар. – жертвенное дерево) – дерево-господин, олицетворяло верховного бога Кугу Юмо. Подобно двум крыльям летящей птицы, с двух сторон от него располагались священные деревья, олицетворяющие божеств, дополняющих сущность Кугу Юмо. В хвосте «летящей птицы» находилось дерево «курык кугыза» (с мар. – старик горы), которое олицетворяло предка марийского народа. Расположение мест моления в священной роще напоминает образ большой летящей утки-праматери.
На основе мифопоэтики «Югорно» этнической культуры Мари был разработан комплекс, состоящий из стола, шкатулки и органайзера для украшений. Доминантным модулем является стол. Его образ является олицетворением Земли народа Мари, вышедшей из вод Мирового океана. Ножка стола – это «корни» народа, а столешница повторяет очертания республики Марий Эл. Прототипами для создания художественных образов второстепенных предметов – шкатулки и органайзера для украшений – стали образы священного дерева и утки-праматери. Художественные образы предметной области объектов дизайна современного интерьера «Юмо и Йын» на основе мифопоэтики «Югорно» этнической культуры Мари представлены на последнем рисунке.
Таким образом, культура республики Марий Эл, её природа и люди – это неиссякаемый источник вдохновения для её жителей. Марийский народ до сих пор сохранил свои обычаи, традиции, религию, обряды, песни и танцы, культуру народов финно-угров, чем и продолжает уверенно завоёвывать внимание всё большего количества туристов.
Республика богата реками и озёрами, большая её часть (57 %) покрыта лесами. Летом, особенно в августе, проходит много тёплых дождей, что привлекает в республику грибников. В смешанных лесах по Кокшайскому, Казанскому и Козьмодемьянскому трактам растут в основном: белые, подосиновики, подберёзовики, маслята и лисички.
Численность населения региона по данным Росстата составляет 672 321 чел. в 2024 году, где около 70% – городское население. Я родилась в столице республики Марий Эл – городе Йошкар-Ола.
Мой родной город называют «Европой в центре России», «единственным городом на букву «Й», «красным городом», «городом на Кокшаге», а также сказочным и неординарным. В августе 2024 года городу исполнилось 440 лет и с каждым годом город становится всё краше. На данный момент Йошкар-Ола является популярным туристическим городом России и поражает туристов своей архитектурой. Реплики некоторых ярких европейских архитектурных памятников расположены в самом центре города: Спасская башня Московского Кремля, венецианский Дворец дожей, храм Спаса на Крови из Санкт-Петербурга, набережная Брюгге со сплошными фасадами малоэтажных разноцветных домов с элементами фламандской архитектуры с башнями, зубцами, яркими орнаментами и шпилями.
Центральный парк культуры и отдыха – ещё одна достопримечательность города, расположенная в центральной его части. Парк организован в 1941 году на базе дендрариума, в настоящее время признан объектом культурного наследия регионального значения, на его территории расположены кафе, аттракционы и скульптурные композиции. Также в парке расположен «Монумент Воинской славы» и Вечный огонь, где ежегодно 9 мая проходит Вахта памяти. Мемориальный комплекс был установлен 5 ноября 1973 года. В течение трёх лет скульптурную композицию изготавливали в Москве и по частям перевозили в столицу Марий Эл. Создателем выступил скульптор Анатолий Ширнин при сотрудничестве с архитекторами Г. П. Яковлевым и Ю. И. Цыгановым.
В городе ежегодно проходит огромное количество культурных и спортивных мероприятий, на территории учебно-тренировочной базы «Корта» зимой располагаются лыжные трассы, а летом проходят спортивные фестивали. В городском населении Йошкар-Олы, а также ряде сёл в окрестностях столицы и на западе республики преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе – горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Параньгинском районе преобладает татарское население. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл.
Культура народа Мари самобытна и многогранна. Марийские мифы и легенды сыграли большую роль в зарождении профессиональной литературы, различных видов искусства, до сих пор не утратили своего значения в идейном, художественном обогащении национальной культуры, они включаются в учебники для школ в целях воспитания патриотизма, любви к родному краю, развития краеведческой, музейной работы. Именно марийский фольклор стал для меня источником вдохновения. На 1 рисункепредставлена моя авторская декоративная композиция по мотивам марийской мифологии «Как Юмо сотворил жизнь».
А. И. Куприн говорил: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…», следовательно сохранение национального языка очень важно для сохранения культуры народа в целом. С этой целью в разработанной композиции была использована дословная цитата из мифа «Как Юмо сотворил жизнь» на языке оригинала. В переводе на русский она звучит так: «В седой древности Юмо создал землю, людей, лес, воду, скотину, всех зверей. За одну неделю он всё и сотворил. И всему дал имя». В работе использованы традиционные марийские орнаменты и символы. В центре композиции представлена пожилая женщина-сказительница, одетая в национальный марийский костюм, так как он является одним из самых ярких проявлений самобытной культуры этноса, был и остаётся символом этнической идентичности. Важной частью марийского женского костюма являлись пояса, передники и головные уборы. В работе изображен празднично-обрядовый вариант, украшенный монетами, кистями, бусами и пуговицами. Они пришивались для защиты от «порчи». Такого рода бисер носил название «шинча вочмо деч шер» – от «дурного сглаза». Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш, представленный в данной композиции; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки.
Ландшафтные особенности территории – это важный фактор, обуславливающий верования народа. У марийцев, населяющих лесную зону, было распространено язычество. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Моления и ритуалы марийской традиционной религии проводились в священных рощах, называемых «кӱсото».
Посредниками между людьми и богами выступали специально выбранные деревья – «онапу» – липа, берёза или дуб. «Онапу» (с мар. – жертвенное дерево) – дерево-господин, олицетворяло верховного бога Кугу Юмо. Подобно двум крыльям летящей птицы, с двух сторон от него располагались священные деревья, олицетворяющие божеств, дополняющих сущность Кугу Юмо. В хвосте «летящей птицы» находилось дерево «курык кугыза» (с мар. – старик горы), которое олицетворяло предка марийского народа. Расположение мест моления в священной роще напоминает образ большой летящей утки-праматери.
На основе мифопоэтики «Югорно» этнической культуры Мари был разработан комплекс, состоящий из стола, шкатулки и органайзера для украшений. Доминантным модулем является стол. Его образ является олицетворением Земли народа Мари, вышедшей из вод Мирового океана. Ножка стола – это «корни» народа, а столешница повторяет очертания республики Марий Эл. Прототипами для создания художественных образов второстепенных предметов – шкатулки и органайзера для украшений – стали образы священного дерева и утки-праматери. Художественные образы предметной области объектов дизайна современного интерьера «Юмо и Йын» на основе мифопоэтики «Югорно» этнической культуры Мари представлены на последнем рисунке.
Таким образом, культура республики Марий Эл, её природа и люди – это неиссякаемый источник вдохновения для её жителей. Марийский народ до сих пор сохранил свои обычаи, традиции, религию, обряды, песни и танцы, культуру народов финно-угров, чем и продолжает уверенно завоёвывать внимание всё большего количества туристов.