Статьи

А, Б и Ц в «Нормальном месте»

Тотальный лофт, запах кофе и современная музыка. Мы в «Нормальном месте». Так называется пространство, где в рамках «Автор Феста» 20 октября проходит встреча с Мариной Дмитревской. Тема: «Как смотреть спектакль».

До начала выступления остается пара минут. Собралось человек 50, но в зале непривычно тихо. Многие пришли с тетрадями и готовятся записывать новую информацию.
Нормально место за несколько минут до начала лекции
Марина Юрьевна выходит на сцену и сразу предупреждает, что ее лекция будет довольно сумбурной. Подбирается к теме издалека: рассказывает про обряды и античный театр.

– Не буду долго распинаться о том, что театр возник из прыжков через костер. Это вы можете прочитать в учебнике «Теория театра». Здесь нужно понимать, что мы играем роли не только на сцене, но и в жизни. Разве древний грек не знал, что Эдип выколет себе глаза, а Антигона похоронит Полиника? Нет, они шли в театр посмотреть на то, КАК драматург повернет известную историю.

Марина Юрьевна говорит, что весь театр сводится к формуле: А играет Б на глазах у Ц. И ни одну букву нельзя убрать. Если нет Ц, то для чего А будет играть Б? Если я вышла сюда, значит я играю роль.
– Люди часто возмущаются, что у режиссера все не как в книге. Текст писателя воспроизводится только полиграфически. Но когда написанное становится речью, ее можно интерпретировать тысячами способов. Вообще, в наши театры ходят женщины до замужества, после первого развода и выхода на пенсию…

Тут из зала звучит мужской голос:

– Извините, а когда мужчины ходят в театр?

– Я имею в виду, что 75% аудитории – женщины.

Зал посмеивается. Марина Дмитревская продолжает: спектакль и книга – не одно и то же. Режиссер переводит текст на сцену аналитически. Театр – это сгусток художественных энергий между полом и потолком. Вторичная реальность. Единственный вид искусства, который не повторяется. Это нужно понимать, когда вы смотрите спектакль. При одинаковых Б, Ц и А уже будут другими.

Мне вообще кажется, что актеры – это не люди. Они умны организмом, а не головой. Их ведут только вечно меняющиеся предлагаемые обстоятельства.

– Писать о спектакле и думать о нем лучше сразу, в зале. Слово, которое придет на спектакле – миг, а после – мемуары.

Еще лектор советует помнить, что в театр мы ходим сами с собой. И мы всегда должны задавать спектаклю вопросы. А ты мне в октябре 2024 года зачем? Что побудило режиссера поставить тебя? Кроме желания собрать кассу. Постарайтесь понять, почему сегодня на сцене именно этот актер.

– Иногда спектаклю нужно как следует созреть. Подождать, когда «в него придет время». Так было со спектаклем «Братья и сестры» в МДТ. Когда его ставили, время было другое. И актеры другие. Сытые, розовые, довольные. Сейчас там играют те же актеры, но те же проблемы они ощущают не так, как десяток лет назад.
В «Нормальном месте» много интересных мелочей
Рекомендует не записывать спектакль на видео. И не смотреть в записи. Тогда «кто-то побыл нашей шеей». Сфокусировал взгляд тут, приблизил там.

– Вы знаете, сегодня, после нашей лекции, пойду на спектакль «Счастье мое». Пока не знаю зачем. Надеюсь, режиссер мне это объяснит. Ну, а не объяснит – я про него так и напишу. Иногда говорю спектаклю: «Не трогай меня». Не случается диалога. С одним режиссером нам интересно. А про другого хочется сказать: «Мне с ним жидко».

Марина всегда старается, по ее словам, «смотреть театр организмом, не накладывая теорий». И пишет про спектакли также. Тут, как говорил Жуковский, получаете удовольствие или неудовольствие. Хотя, когда перечитывает свои рецензии из прошлого, больше всего не согласна именно с собой.

Прочитать новые и старые критические статьи Марины Дмитревской можно в «Петербургском театральном журнале». А ознакомиться с расписанием предстоящих мероприятий в группе в ВК «Нормальное место». Ссылка: https://vk.com/mestonorm


Софья Суркина

Фото автора

Made on
Tilda