на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Новости

Машина времени существует!

Культура
Машина времени существует!

Побывать на балу в придворной Франции XVII века очень просто. Стоит лишь посетить Михайловский театр.
Дипломант Международного конкурса артистов балета Иван Зайцев дебютировал в роли кавалера феи Нежности в балете «Спящая красавица». Спектакль поставлен режиссером Павлом Новоселовым на сцене Михайловского театра.
Фото с https://clck.ru/33pbuL
На входе вижу толпу людей. Краем глаза успеваю посмотреть на изящные люстры и лепнину. На драпированные полукруглыми складками шторы, что зовутся французскими. Стараюсь протиснуться между людьми и иду к гардеробу. До начала остается немного времени, поэтому выполняю все действия буквально на автомате. Беру в гардеробе маленький бинокль и бегу к билетеру. Высокий мужчина в одежде, похожей на мундир с позолотой, указывает рукой на вход. Через высокие белые двери я захожу в обитель искусства.
Я сажусь на свое место в зале. Громкий голос из динамиков объявляет о начале спектакля. Свет медленно гаснет. Зал погружается в тишину ожидания. Почти сразу она прерывается громкой музыкой Петра Чайковского. Поднимается занавес.
Глаз сразу цепляется за декорации. Классика с минимализмом, если можно так сказать. Пастельные нежные оттенки. Сцена обрамлена высокими длинными стенами с лепниной. На них в некоторых местах изображены золотистые ящерицы. Позади сплошная белая стена с большим окном. Шторки с ангелами и два трона.
На сцене появляется Королева (Ольга Семенова) и Король Флорестан (Марат Шемиунов). Начинается бал в честь крестин их дочери принцессы Авроры (Анастасия Соболева).
Полупустая сцена заполняется балеринами в невероятных костюмах. Стразы на юбках и корсетах переливаются цветами радуги. Шестеро фей в разноцветных пачках кружатся в вальсе со своими кавалерами. На спине у каждой – маленькие крылышки, как у бабочек.
Фото с https://clck.ru/33pbvk
Появляется ощущение, будто я нахожусь прямо там, — в придворной Франции XVII века. Представляю себя одной из гостей бала. В один момент замечаю соленый вкус на губах — по щеке скатилась слеза. Быстро вытираю ее рукавом и смотрю по сторонам. Никто не заметил. Внимание всего зала приковано к сцене. Что-то я сильно расчувствовалась.
Неожиданное появление злой феи Карабос (Гильерме Висенте) восхитило меня. Персонаж – полная противоположность всему спектаклю. Черно-фиолетовое платье отражает свет прожекторов. Карабос мечется по сцене из стороны в сторону. Она вскидывает руки. Одна из них закрыта черной длиной перчаткой, а другая оголена. Свита Карабос кружится вокруг и пугает гостей бала. Вижу блеск длинной спицы в руках злой феи. Сцена темнеет и лишь один прожектор указывает на родителей Авроры. Они стоят спиной к сцене в печальных объятьях.
Фото с https://clck.ru/33pbvk
Объявляют антракт. Пока сижу за столиком в буфете, решаюсь спросить свою соседку по имени Нина, как ей балет:
– Мне очень нравится. Время пролетает незаметно. Балерины красивы, словно лебеди. Музыка волшебная. В субботу иду вот сюда.
Она указывает мне пальцем на стол. Под стеклом вижу афишу – «Идальго из Ла-Манчи». Это балет об Испании. Действия в нем максимально приближены к роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Я допиваю свой кофе и бегу обратно в зал.
Не успеваю осмыслить крестины принцессы, как ей уже шестнадцать лет. И вновь бал. Декорации сменились. Теперь перед зрителями живописный сад. Сидящая на скамье Королева наблюдает за танцами дам и кавалеров. Балерины в этой сцене напоминают мне дюймовочек. На них надеты короткие салатово-розовые платья. Ткань настолько тонкая, что юбка буквально летит. Платья будто маленькие весенние тюльпаны.
Фото с https://clck.ru/33pbxw
Больше всего в этом акте меня поражает мастерство балерины Анастасии Соболевой. В эпизоде, когда Аврора танцует с женихами, артистка выполняет аттитюд. Это классическое движение в балете, при котором балерина стоит на одной ноге, а вторую высоко поднимает. Каждый из четырех женихов медленно кружит Аврору, а после касается руки. Зал замирает. Ощущаю, что зрители буквально задерживают дыхание. Я со всеми переживаю за балерину. «Она – вылитая статуэтка из моей детской шкатулки», – думаю про себя, затаив дыхание.
Балерина мастерски справляется с задачей. В зале гремят аплодисменты. Но уже через пару минут Аврора падает. Она укололась спицей и заснула.
Вовремя антракта спрашиваю у женщины в длинном зеленом платье, которую зовут Евгения, об ее впечатлениях:
– Я в полном восторге! Невероятные платья и костюмы. А как они танцуют! Я недавно была на балете «Ромео и Джульетта», но мне не понравилось. Музыка тяжеловата и много кордебалета, почти не было одиночных номеров. Решила прийти сюда. В особенности наслаждаюсь музыкой Чайковского.
Пока мы беседуем, слышу последний звонок. Бегу обратно во Францию.
Фото с https://clck.ru/33pbvk
Новый акт. Появляется принц Дезире (Виктор Лебедев). Он со своими приближенными охотится в лесу. Вновь чудесные декорации. Живописный лес прямо как с полотен лучших пейзажистов. Принц в ярко-голубой одежде приковывает внимание одиночным танцем. Присматриваюсь через бинокль. Так виден весь рельеф напряженных мышц и блеск костюма. «Он так волнуется и так сосредоточен», — проносится в моей голове.
После он танцует с феей Сирени — крестной материю Авроры (Юлия Лукьяненко). Трогательный танец передает рассказ феи о принцессе. Через линзы бинокля и темные ветки наблюдаю, как принц с феей скрываются в темноте сцены на ладье. Я будто бы плыву за ними.
Они находят Аврору и отгоняют Карабос со свитой. Нежная принцесса в светло-розовой пачке лежит на грубом неотесанном камне. Поцелуй Дезире мигом пробуждает ее, и он касается ее руки.
Фото с https://clck.ru/33pbvk
Все тот же дворец. Я в роли очередной гостьи снова оказываюсь на балу. Наблюдаю за счастливой свадьбой принца и Авроры. Вижу знакомых мне героев: Красную Шапочку (Екатерина Куренкова) и Волка (Никита Назаров), Золушку (Ольга Астрейко) и Принца (Иван Гребенщиков), Красавицу (Анастасия Краснощекова) и Чудовище (Дмитрий Ярмийчук). Артисты танцуют под музыку Петра Чайковского. Они растягивают длинную фату, под которой медленно идет Аврора. Уже с ней на голове она замирает в нежных объятьях принца. Их темные силуэты подсвечены сзади прожекторами. Занавес опускается.
Фото с https://clck.ru/33pc2u
Я вернулась из придворной Франции XVII века в современность. Выхожу из театра и по брусчатой дороге иду к метро. Щеки обдувает холодный мартовский ветер. «И все же машина времени существует! Я обязательно вернусь!», – думаю про себя, слегка улыбаясь.
Ознакомиться с репертуаром Михайловского театра можно на официальном сайте (https://mikhailovsky.ru/).


Made on
Tilda