Феномен популярности ливерпульской четверки, Ленинградский рок-клуб, величайший из барабанщиков и песни под гитару. О том, как прошла вторая часть фестиваля The Beatles Day в пространстве «Севкабель Порт».

Знакомые аккорды акустической гитары – первое, что слышишь при входе в пространство «студия 42». До начала фестиваля 15 минут, первые посетители заглядывают из коридора внутрь помещения. Солнечные лучи пробиваются сквозь окна и освещают серый бетонный пол. Полное отсутствие искусственного света.

Администраторы настраивают аппаратуру, расставляют стулья. Гостей становится все больше. Еще чуть-чуть, и в коридоре совсем не останется места. Наконец, всех запускают. Вокруг слышен радостный гул.
Люди заходят в зал. Многие одеты в футболки и кофты с символикой Beatles. В противоположном конце от входа установлена невысокая площадка сцены. Прямо за ней – белое полотно для проектора.
Люди заходят в зал. Многие одеты в футболки и кофты с символикой Beatles. В противоположном конце от входа установлена невысокая площадка сцены. Прямо за ней – белое полотно для проектора.

Акустические Beatles
На белом экране медленно проявляется концертная фотография «Битлов». За экраном раздается смех и, спустя несколько секунд, на сцену выходит девушка. В ее руках черная акустическая гитара. Она играет вступление песни «Norwegian Wood». Услышав первые строчки, люди стремятся подойти ближе к сцене.
I once had a girl
Or should I say,
She once had me?
Некоторые посетители начинают плавно танцевать, покачивая головой в такт музыке и подпевать вполголоса.
На белом экране медленно проявляется концертная фотография «Битлов». За экраном раздается смех и, спустя несколько секунд, на сцену выходит девушка. В ее руках черная акустическая гитара. Она играет вступление песни «Norwegian Wood». Услышав первые строчки, люди стремятся подойти ближе к сцене.
I once had a girl
Or should I say,
She once had me?
Некоторые посетители начинают плавно танцевать, покачивая головой в такт музыке и подпевать вполголоса.

Песня заканчивается. Девушка благодарит публику и под громкие аплодисменты приглашает на сцену молодого человека. Гитара переходит в его руки, он подстраивает ее и берет аккорд.
Это песня «All my loving». Тихое и уютное звучание акустической гитары не походит на привычную студийную запись Beatles. Здесь нет высоких щелкающих звуков электрической гитары, нет ударных. Необычно, камерно и красиво. Аудитория в восторге. Двое детей тянут ладошки к музыкантам и норовят забраться на сцену. Родители спешат к ним.
Это песня «All my loving». Тихое и уютное звучание акустической гитары не походит на привычную студийную запись Beatles. Здесь нет высоких щелкающих звуков электрической гитары, нет ударных. Необычно, камерно и красиво. Аудитория в восторге. Двое детей тянут ладошки к музыкантам и норовят забраться на сцену. Родители спешат к ним.

Далее ребята исполняют хиты Битлов. Рассказывают истории, связанные с некоторыми песнями.
– Это одна из первых песен «Битлз». Ее название начинается с середины предложения. Пол Маккартни очень гордился тем, что ему пришла такая идея, – говорят они о песне «And I lovedher».
В конце сета ребята исполняют одну из самых ранних песен Леннона. Звучит «Misery». Вижу мечтательность на лицах людей вокруг.
– Это одна из первых песен «Битлз». Ее название начинается с середины предложения. Пол Маккартни очень гордился тем, что ему пришла такая идея, – говорят они о песне «And I lovedher».
В конце сета ребята исполняют одну из самых ранних песен Леннона. Звучит «Misery». Вижу мечтательность на лицах людей вокруг.

После концерта подхожу к артистам, чтобы поближе с ними познакомиться:
– Мы попали на фестиваль по приглашению. Егор умеет много на чем играть, я – клавишник и вокалист из группы The Goldfingers. Часто выступаем на праздниках музыки «Битлз», – рассказывает Ясна, та самая девушка с черной гитарой. – Например, 9 октября с 18:00 участвуем в концерте в честь дня рождения Джона Леннона в клубе Money Honey. Так что приходите, ждем всех.
Господа, давайте рухнем в клевость!
С минуты на минуту начнется лекция «The Beatles и русский рок». Ее ведет София Окунева, волонтер петербургского музея «Битлз», автор кружка НИЗАРИ (Научно-исследовательский запечатляющий архив различных искусств).
– Мы попали на фестиваль по приглашению. Егор умеет много на чем играть, я – клавишник и вокалист из группы The Goldfingers. Часто выступаем на праздниках музыки «Битлз», – рассказывает Ясна, та самая девушка с черной гитарой. – Например, 9 октября с 18:00 участвуем в концерте в честь дня рождения Джона Леннона в клубе Money Honey. Так что приходите, ждем всех.
Господа, давайте рухнем в клевость!
С минуты на минуту начнется лекция «The Beatles и русский рок». Ее ведет София Окунева, волонтер петербургского музея «Битлз», автор кружка НИЗАРИ (Научно-исследовательский запечатляющий архив различных искусств).

София рассказывает, с чего начиналась рок музыка в СССР. Поясняет, что умышленно не будет упоминать музыкантов из Москвы, Свердловска и Омска.
– Не секрет, что все они вдохновлялись «Битлз», но все-таки мы в Петербурге. Поэтому я хочу рассказать вам про Ленинградский рок-клуб.
Начиналось все с ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Их расцвет приходится на середину 1970-х. Возникали они благодаря «Битлз». Одним из первых популяризаторов ливерпульской четверки в Ленинграде становится Коля Васин. В 1970-1980-х он по крупицам собирает артефакты наследия «Битлов». В конечном счете, в его квартире возникает целый музей, посвященный группе. В 2019 году музей переезжает в специальное помещение на Лиговском, 53.
София читает воспоминания Андрея Бурлака, журналиста, писателя и близкого друга Коли Васина:
«Коля был необычайно гостеприимным человеком: не было в его квартире-музее никаких запретных зон, все можно было брать в руки, рассматривать, листать. Стол всегда был хоть и скромно, но хлебосолен. И всякий раз, когда за ним собиралась компания Колиных друзей, он поднимал свой первый и главный тост: “Господа, давайте рухнем в клевость!“. И этот тост тоже останется в истории».
– В Союзе существовала фирма «Мелодия». Она выпускала альбомы «Битлов», со специфическим, я бы сказала, дословным, переводом, –рассказывает София, – Так Rubber soulстал резиновой душой, Taste of honey – вкусом мёда, а мое любимое Drive my car – «Ты можешь вести мою машину».
– Не секрет, что все они вдохновлялись «Битлз», но все-таки мы в Петербурге. Поэтому я хочу рассказать вам про Ленинградский рок-клуб.
Начиналось все с ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Их расцвет приходится на середину 1970-х. Возникали они благодаря «Битлз». Одним из первых популяризаторов ливерпульской четверки в Ленинграде становится Коля Васин. В 1970-1980-х он по крупицам собирает артефакты наследия «Битлов». В конечном счете, в его квартире возникает целый музей, посвященный группе. В 2019 году музей переезжает в специальное помещение на Лиговском, 53.
София читает воспоминания Андрея Бурлака, журналиста, писателя и близкого друга Коли Васина:
«Коля был необычайно гостеприимным человеком: не было в его квартире-музее никаких запретных зон, все можно было брать в руки, рассматривать, листать. Стол всегда был хоть и скромно, но хлебосолен. И всякий раз, когда за ним собиралась компания Колиных друзей, он поднимал свой первый и главный тост: “Господа, давайте рухнем в клевость!“. И этот тост тоже останется в истории».
– В Союзе существовала фирма «Мелодия». Она выпускала альбомы «Битлов», со специфическим, я бы сказала, дословным, переводом, –рассказывает София, – Так Rubber soulстал резиновой душой, Taste of honey – вкусом мёда, а мое любимое Drive my car – «Ты можешь вести мою машину».

Зал взрывается смехом. София объясняет, что перевод-то, может быть, и верный, но вот все смысловое и атмосферное наполнение, вся магия Beatles вычеркивается полностью. Коля Васин переводил альбомы на живой русский язык, перерисовывал обложки пластинок и еженедельно собирал друзей в своей квартире вместе послушать музыку.
Следующий этап – появление бит-квартетов. Их звучание и внешний облик во многом были похоже на «Битлз». Отсюда и название. София рассказывает, что выглядели они однотипно: строгие костюмы, аккуратные стрижки, гитары.
Все изменилось с открытия рок-клуба на Рубинштейна, 13 в марте 1981 года. Он стал важнейшей площадкой для развития рок-музыки в СССР. Здесь выступали как начинающие, так и уже известные группы, такие как «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «Зоопарк», «ДДТ». Клуб объединял музыкантов и слушателей, способствуя развитию рок-культуры в Ленинграде и за его пределами.
– Хорошую музыку надо слушать громко, – смеется София.
Следующий этап – появление бит-квартетов. Их звучание и внешний облик во многом были похоже на «Битлз». Отсюда и название. София рассказывает, что выглядели они однотипно: строгие костюмы, аккуратные стрижки, гитары.
Все изменилось с открытия рок-клуба на Рубинштейна, 13 в марте 1981 года. Он стал важнейшей площадкой для развития рок-музыки в СССР. Здесь выступали как начинающие, так и уже известные группы, такие как «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «Зоопарк», «ДДТ». Клуб объединял музыкантов и слушателей, способствуя развитию рок-культуры в Ленинграде и за его пределами.
– Хорошую музыку надо слушать громко, – смеется София.

Спрашиваю, почему Beatles, даже спустя более полвека после распада, настолько любимы и популярны.
– Самый главный смысл в том, что «all you need is love», – объясняет София, цитируя Джона Леннона. – Мне кажется, что неугасающий интерес к их творчеству и у нас, и за рубежом это подтверждает. Мы все жаждем радости и любви.
– И творчество Beatles, и творчество ребят из ЛРК (Ленинградский рок-клуб) поднимают очень интересные, но, в тоже время, крайне простые темы. Они возрождают в тебе светлые чувства и показывают, насколько жизнь прекрасна, – продолжает лектор.
Самые «битловские» места города по версии Софии Окуневой:
1. Музей «Битлз» (Лиговский, 53) – чтобы проникнуться атмосферой ливерпульской четверки и прикоснуться к коллекции артефактов Коли Васина;
2. Бар «Ливерпуль» (Маяковского, 16) – чтобы услышать вживую песни «Битлз» за стаканчиком портера;
3. Петербургская Abbey Road (перекресток 10-ой Красноармейской улицы и Лермонтовского проспекта) – чтобы сделать фото на память и сравнить ее с легендарной обложкой пластинки The Beatles.
– Самый главный смысл в том, что «all you need is love», – объясняет София, цитируя Джона Леннона. – Мне кажется, что неугасающий интерес к их творчеству и у нас, и за рубежом это подтверждает. Мы все жаждем радости и любви.
– И творчество Beatles, и творчество ребят из ЛРК (Ленинградский рок-клуб) поднимают очень интересные, но, в тоже время, крайне простые темы. Они возрождают в тебе светлые чувства и показывают, насколько жизнь прекрасна, – продолжает лектор.
Самые «битловские» места города по версии Софии Окуневой:
1. Музей «Битлз» (Лиговский, 53) – чтобы проникнуться атмосферой ливерпульской четверки и прикоснуться к коллекции артефактов Коли Васина;
2. Бар «Ливерпуль» (Маяковского, 16) – чтобы услышать вживую песни «Битлз» за стаканчиком портера;
3. Петербургская Abbey Road (перекресток 10-ой Красноармейской улицы и Лермонтовского проспекта) – чтобы сделать фото на память и сравнить ее с легендарной обложкой пластинки The Beatles.

Быть собой – самое важное
– Ринго Старр – первый стадионный барабанщик в истории, – заявляет Слава Семенов, основатель школы игры на ударных «TheBaldDrummer» и барабанщик группы «БИБН».
Его лекция называется «Величайший барабанщик». Он рассказывает про личность Ринго Старра, его непростую судьбу и творческий путь.
Слава объясняет, что до «Битлов» понятия стадионного концерта просто не существовало. Музыку играли в специально отведенных для этого местах, а с приходом джаза и блюза – в барах и пабах. Именно Beatles подняли волну галаконцертов на гигантских спортивных площадках. Есть и еще один момент, в котором «Битлы» считаются пионерами.
– Раньше все приходили на Колтрейна, на Рэя Чарльза, на Элвиса Пресли. Люди шли, чтобы увидеть одну звезду великого масштаба. Другие музыканты на сцене были лишь фоном. «Битлз» же все изменили. На их концерты ходили, чтобы увидеть всю четверку: Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Получается… – делает паузу Слава, – The Beatles – это первая группа, в которой все участники равнозначны.
В зале одобрительно кивают. Видно, что зрители согласны с этим утверждением.
– Ринго Старр – первый стадионный барабанщик в истории, – заявляет Слава Семенов, основатель школы игры на ударных «TheBaldDrummer» и барабанщик группы «БИБН».
Его лекция называется «Величайший барабанщик». Он рассказывает про личность Ринго Старра, его непростую судьбу и творческий путь.
Слава объясняет, что до «Битлов» понятия стадионного концерта просто не существовало. Музыку играли в специально отведенных для этого местах, а с приходом джаза и блюза – в барах и пабах. Именно Beatles подняли волну галаконцертов на гигантских спортивных площадках. Есть и еще один момент, в котором «Битлы» считаются пионерами.
– Раньше все приходили на Колтрейна, на Рэя Чарльза, на Элвиса Пресли. Люди шли, чтобы увидеть одну звезду великого масштаба. Другие музыканты на сцене были лишь фоном. «Битлз» же все изменили. На их концерты ходили, чтобы увидеть всю четверку: Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Получается… – делает паузу Слава, – The Beatles – это первая группа, в которой все участники равнозначны.
В зале одобрительно кивают. Видно, что зрители согласны с этим утверждением.

Посетители узнают об особенностях стиля игры Ринго. Он далеко не виртуоз, не изобретатель сложнейших техник. Его особенность в другом.
– Игра Ринго на барабанах проста и минималистична. Он инстинктивно исполняет каждую песню, придерживается базового ритма.
Слава садится за установку и демонстрирует барабанный рисунок песни «Drive my car». Действительно, он просто уверенно держит ритм, не стремится быть сложным. Зал аплодирует.
– Игра Ринго на барабанах проста и минималистична. Он инстинктивно исполняет каждую песню, придерживается базового ритма.
Слава садится за установку и демонстрирует барабанный рисунок песни «Drive my car». Действительно, он просто уверенно держит ритм, не стремится быть сложным. Зал аплодирует.

Объявляют мастер-класс игры на ударных. На сцену выходит доброволец из аудитории. Слава сажает его за установку и считает ритм вслух. Задача вышедшего – удержать темп, сохраняя динамику игры. Несколько раз он сбивается, вызывая смех и громкие слова поддержки из зала.
Но вот удары его звучат все увереннее, смеха в помещении становится все меньше.
– Поздравляю, – с улыбкой заявляет Слава, – теперь вы играете, как Ринго Старр.
Аудитория смеется, Слава одобрительно хлопает по плечу нового Ринго.
Но вот удары его звучат все увереннее, смеха в помещении становится все меньше.
– Поздравляю, – с улыбкой заявляет Слава, – теперь вы играете, как Ринго Старр.
Аудитория смеется, Слава одобрительно хлопает по плечу нового Ринго.

– Быть собой – это единственное, что, по-настоящему, важно, – говорит музыкант, – И вот этот человек (он показывает на фотографию Ринго Старра) является собой на все 100%. Пусть он не самый великий музыкант, но без него «Битлы» были бы не «Битлами».

– Слава, что значит быть собой?
– Это значит быть искренним с окружающими. Это значит не играть в того, кем ты не являешься. Нельзя быть закостенелым и тоскливым, когда столько всего интересного.
– Это значит быть искренним с окружающими. Это значит не играть в того, кем ты не являешься. Нельзя быть закостенелым и тоскливым, когда столько всего интересного.

Фестиваль прошел в честь дня рождения музея The Beatles им. Коли Васина. Актуальную информацию о мероприятиях и экскурсиях можно найти на сайте музея.
Вячеслав Федяев