Как XVIII век поместить в XXI-й, и надо ли? О завершенной, казалось бы, истории знаменитого петербургского долгостроя, которая получила неожиданное продолжение.

В следующем году исполнится 190 лет с того момента, как ансамбль Смольного собора приобрёл свой «окончательный» облик. Собор стал одним из самых ярких образцов барокко в архитектуре города.
Елизавета Петровна хотела благочестиво закончить свои дни в обители монастыря. Она приказала построить его на месте Смольного дома – дворца, в котором она провела детские годы. Возглавить строительство поручили архитектору Барталамео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Так началась история знаменитейшего долгостроя.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями, институт для девушек из дворянских семей и величественная колокольня. По окончательному замыслу, высота сооружения должна была составить 170 метров.
Елизавета Петровна хотела благочестиво закончить свои дни в обители монастыря. Она приказала построить его на месте Смольного дома – дворца, в котором она провела детские годы. Возглавить строительство поручили архитектору Барталамео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Так началась история знаменитейшего долгостроя.
В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями, институт для девушек из дворянских семей и величественная колокольня. По окончательному замыслу, высота сооружения должна была составить 170 метров.

Историк и журналист Юрий Звягин считает, что изначальная причина проекта колокольни связана с итогами Русско-шведской войны 1741–1743 годов:
– Если бы война закончилась «за явным преимуществом» Российской империи, возможно, проект был бы другим. Но победа была «по очкам». Да, отбились и немного прирастили земли, но часть территорий пришлось вернуть. Императрицу неизбежно сравнивали с отцом, и нужно было доказать, что она не хуже. Но с очевидной победой не срослось. Нужен был зримый образ силы. Возможно, поэтому Елизавета решила строить несоразмерную громадину. Как символ мнимой «Великой победы» над Швецией. А заодно и над всей Европой.
Колокольню построили лишь до второго яруса из шести. Затем возникли трудности. В середине XVIII века воплотить в жизнь настолько масштабный проект было непросто. Семилетняя война, недостаточность финансирования, смерть Елизаветы Петровны и высылка Растрелли из Российской империи привели к тому, что строительство колокольни так и не завершили.
Ансамбль собора возводили на протяжении 87 лет. За это время его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь… При Николае I архитектор Василий Стасов восстановил разрушенные участки, добавил внешнюю и внутреннюю отделку. В итоге Смольный собор принял свой «окончательный» вид только в 1835 году.
Колокольня Растрелли не просто должна была превзойти все существующие в городе высотные точки, но и стать самым высоким христианским сооружением из когда-либо созданных. Сейчас такая постройка находится в Германии. Это Ульмский собор, его высота 161 метр.
– Если бы война закончилась «за явным преимуществом» Российской империи, возможно, проект был бы другим. Но победа была «по очкам». Да, отбились и немного прирастили земли, но часть территорий пришлось вернуть. Императрицу неизбежно сравнивали с отцом, и нужно было доказать, что она не хуже. Но с очевидной победой не срослось. Нужен был зримый образ силы. Возможно, поэтому Елизавета решила строить несоразмерную громадину. Как символ мнимой «Великой победы» над Швецией. А заодно и над всей Европой.
Колокольню построили лишь до второго яруса из шести. Затем возникли трудности. В середине XVIII века воплотить в жизнь настолько масштабный проект было непросто. Семилетняя война, недостаточность финансирования, смерть Елизаветы Петровны и высылка Растрелли из Российской империи привели к тому, что строительство колокольни так и не завершили.
Ансамбль собора возводили на протяжении 87 лет. За это время его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь… При Николае I архитектор Василий Стасов восстановил разрушенные участки, добавил внешнюю и внутреннюю отделку. В итоге Смольный собор принял свой «окончательный» вид только в 1835 году.
Колокольня Растрелли не просто должна была превзойти все существующие в городе высотные точки, но и стать самым высоким христианским сооружением из когда-либо созданных. Сейчас такая постройка находится в Германии. Это Ульмский собор, его высота 161 метр.

Инициатором воссоздания полного ансамбля Смольного монастыря выступил в 2020 году Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. В конце декабря 2021 года замысел колокольни в натуральную величину воплотили в воздухе тысячи дронов в формате светового шоу.

В 2023 году общий объем инвестиций в проект директор фонда Илья Козлов оценил в шесть-восемь миллиардов рублей.
В октябре 2024 года Институт современного государственного развития проводил фокус-группы. На них обсуждали будущее колокольни.
Мнения «за» и «против»
В текущем историческом контексте воссоздание колокольни приобретает особый смысл, считает отец Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла села Сомино Тихвинской епархии. Он полагает что, воплощение проекта гениального архитектора стало бы знаком исторической и творческой преемственности. Ведь большая колокольня Смольного монастыря была одним из главных и значимых проектов Растрелли. По его словам, это проект мирового уровня. Он соответствует масштабу Санкт-Петербурга как мировой культурной столицы.
Но есть и другое мнение. По словам отца Александра Степанова, настоятеля церкви св. Анастасии, главного редактора радио «Град Петров», колокольня ничего не прибавит с церковной точки зрения. Это не храм. Храм Смольного есть. Он действующий. Возведением самой высокой колокольни, по его мнению, стремятся что-то утвердить.
– Для меня лично христианство утверждается не высотой постройки, не размером купола, не количеством золота, потраченного на это дело. По-настоящему важна христианская жизнь, которая имеет место в этой местности. Поэтому, насколько высоко мы задерем восьмиконечный крест, мне кажется, не так важно, – считает отец Александр.
Справка: Растрелли в перечне своих работ в 1764 году указывает высоту колокольни в 560 английских футов (170,69 м), диаметр колокола в звоннице проекта Растрелли должен был составлять 6,5 метров, а его вес 196 тонн.
В октябре 2024 года Институт современного государственного развития проводил фокус-группы. На них обсуждали будущее колокольни.
Мнения «за» и «против»
В текущем историческом контексте воссоздание колокольни приобретает особый смысл, считает отец Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла села Сомино Тихвинской епархии. Он полагает что, воплощение проекта гениального архитектора стало бы знаком исторической и творческой преемственности. Ведь большая колокольня Смольного монастыря была одним из главных и значимых проектов Растрелли. По его словам, это проект мирового уровня. Он соответствует масштабу Санкт-Петербурга как мировой культурной столицы.
Но есть и другое мнение. По словам отца Александра Степанова, настоятеля церкви св. Анастасии, главного редактора радио «Град Петров», колокольня ничего не прибавит с церковной точки зрения. Это не храм. Храм Смольного есть. Он действующий. Возведением самой высокой колокольни, по его мнению, стремятся что-то утвердить.
– Для меня лично христианство утверждается не высотой постройки, не размером купола, не количеством золота, потраченного на это дело. По-настоящему важна христианская жизнь, которая имеет место в этой местности. Поэтому, насколько высоко мы задерем восьмиконечный крест, мне кажется, не так важно, – считает отец Александр.
Справка: Растрелли в перечне своих работ в 1764 году указывает высоту колокольни в 560 английских футов (170,69 м), диаметр колокола в звоннице проекта Растрелли должен был составлять 6,5 метров, а его вес 196 тонн.

По мнению члена Совета по сохранению культурного наследия, архитектор Михаила Мамошина, так и не построенная колокольня Смольного монастыря задумывалась как одна из первых высотных построек города. Изначально предполагался «диалог» двух доминант: шпиля Петропавловской крепости и колокольни Смольного монастыря.
– Постройка государственных учреждений вокруг Смольного очень сильно погасила его значимость. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что с большей части Литейного моста ансамбля Смольного не видно. Там возвышаются уже новые здания, – считает господин Мамошин.
И указывает, что колокольня возродит пространственную значимость Смольного монастыря в структуре города.
Если колокольню восстановят, это будет самый большой завершенный долгострой в истории России. Но сможет ли она «вписаться» в современный облик города?
Максим Мельцин, доцент, кандидат исторических наук, специалист по истории России имперского периода, указывает, что небольшие удачные проекты по «вписыванию» построек XX века в старый Петербург все же были:
– Например, памятник Пушкину на площади Искусств – словно всегда там стоял. Но речь не идет о доминантах и тем более о строительстве того, что предполагалось, но не было реализовано 250 лет назад.
По его мнению, на этом пути можно зайти далеко.
– Почему бы не достроить Казанский собор, воздвигнутый лишь наполовину? Или Большой Кремлёвский дворец по нереализованному проекту архитектора Баженова? Во Франции перед Лувром построили стеклянную пирамиду. Ровно, как и Эйфелеву башню. Она теперь символ города. Однако и то и другое – новые объекты, не прикидывающиеся старыми. А возведение в XXI веке объекта XVIII века, которого никогда не существовало – это совсем странно, – заключает историк.
Как XVIII век поместить в XXI?
Построить полноценное барочное здание (середина XVIII века – расцвет стиля барокко в архитектуре Российской империи) сегодня реально, – считает руководитель архитектурного бюро «AlfaPlan», член Союза Архитекторов Владимир Тарасов.
По его мнению, колокольня украсит город, создаст новый акцент на набережной Невы, как и было задумано изначально. При этом ничего страшного, что здание будет стилизацией.
– Постройка государственных учреждений вокруг Смольного очень сильно погасила его значимость. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что с большей части Литейного моста ансамбля Смольного не видно. Там возвышаются уже новые здания, – считает господин Мамошин.
И указывает, что колокольня возродит пространственную значимость Смольного монастыря в структуре города.
Если колокольню восстановят, это будет самый большой завершенный долгострой в истории России. Но сможет ли она «вписаться» в современный облик города?
Максим Мельцин, доцент, кандидат исторических наук, специалист по истории России имперского периода, указывает, что небольшие удачные проекты по «вписыванию» построек XX века в старый Петербург все же были:
– Например, памятник Пушкину на площади Искусств – словно всегда там стоял. Но речь не идет о доминантах и тем более о строительстве того, что предполагалось, но не было реализовано 250 лет назад.
По его мнению, на этом пути можно зайти далеко.
– Почему бы не достроить Казанский собор, воздвигнутый лишь наполовину? Или Большой Кремлёвский дворец по нереализованному проекту архитектора Баженова? Во Франции перед Лувром построили стеклянную пирамиду. Ровно, как и Эйфелеву башню. Она теперь символ города. Однако и то и другое – новые объекты, не прикидывающиеся старыми. А возведение в XXI веке объекта XVIII века, которого никогда не существовало – это совсем странно, – заключает историк.
Как XVIII век поместить в XXI?
Построить полноценное барочное здание (середина XVIII века – расцвет стиля барокко в архитектуре Российской империи) сегодня реально, – считает руководитель архитектурного бюро «AlfaPlan», член Союза Архитекторов Владимир Тарасов.
По его мнению, колокольня украсит город, создаст новый акцент на набережной Невы, как и было задумано изначально. При этом ничего страшного, что здание будет стилизацией.

Алексей Ерофеев, журналист, краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, полагает, что при строительстве сейчас будут использовать совершенно другие материалы и технологии.
– В XXI веке не нужно подражать. Надо брать самое лучшее из прошлого опыта, но строить по-своему. Когда в центре города строится здание, стилизованное под прошлое, – это очень сильно заметно.
Отвечая на вопрос: были ли в прошлом подобные по уровню проекты, которые удалось закончить? – Алексей приводит в пример Храм Христа Спасителя в Москве. По его словам, это типичный пример новодела.
– В XVIII веке при жизни архитектора проект не реализовали. Для того чтобы возводить эту колокольню нужен сам великий Растрелли. Сейчас же лучше метро давайте, ребята, строить, – подытоживает он.
Выбор места «посадки»
Возникает важный вопрос: если все-таки проект согласуют, какую точку в городе выберут для строительства?
По словам директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Ильи Козлова, изначально рассматривались три точки «посадки» колокольни:
1. Историческое место (в ансамбле собора);
2. Площадь Растрелли напротив Смольного;
3. Участок «капли» (зеленый участок со стороны Смольной набережной и Орловской улицы, где Нева образует естественный мыс).
Против первого варианта выступает Даниил Воронин, основатель студии территориального развития «VRN», городской планировщик, менеджер урбанистических проектов:
– Смольный является объектом культурного наследия (ОКН) России. Вмешательства в конструкцию, тем более такие серьезные, изменят облик собора. Учитывая уровень качества сегодняшнего строительства, вероятнее всего, получится архитектурно очень слабая надстройка, которая изуродует объект.
– В XXI веке не нужно подражать. Надо брать самое лучшее из прошлого опыта, но строить по-своему. Когда в центре города строится здание, стилизованное под прошлое, – это очень сильно заметно.
Отвечая на вопрос: были ли в прошлом подобные по уровню проекты, которые удалось закончить? – Алексей приводит в пример Храм Христа Спасителя в Москве. По его словам, это типичный пример новодела.
– В XVIII веке при жизни архитектора проект не реализовали. Для того чтобы возводить эту колокольню нужен сам великий Растрелли. Сейчас же лучше метро давайте, ребята, строить, – подытоживает он.
Выбор места «посадки»
Возникает важный вопрос: если все-таки проект согласуют, какую точку в городе выберут для строительства?
По словам директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Ильи Козлова, изначально рассматривались три точки «посадки» колокольни:
1. Историческое место (в ансамбле собора);
2. Площадь Растрелли напротив Смольного;
3. Участок «капли» (зеленый участок со стороны Смольной набережной и Орловской улицы, где Нева образует естественный мыс).
Против первого варианта выступает Даниил Воронин, основатель студии территориального развития «VRN», городской планировщик, менеджер урбанистических проектов:
– Смольный является объектом культурного наследия (ОКН) России. Вмешательства в конструкцию, тем более такие серьезные, изменят облик собора. Учитывая уровень качества сегодняшнего строительства, вероятнее всего, получится архитектурно очень слабая надстройка, которая изуродует объект.

Татьяна Жерихина, историк, автор книг по архитектуре и бытовой культуре Санкт-Петербурга XIX века объясняет, что ансамбль собора – это памятник, охраняемый также и ЮНЕСКО, а значит памятник мирового исторического значения. Поэтому его ничем дополнять нельзя. Даже тем, что изначально было в проекте.
Член Совета по сохранению культурного наследия, член Союза архитекторов Санкт-Петербурга Михаил Мильчик в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заявил: если построить колокольню на площади Растрелли, то она изменит облик города. Сместит визуальный акцент со Смольного собора и других городских доминант XVIII-XIX веков. Функционально, звонница – главная часть колокольни, но она уже есть в соборе. С этой точки зрения, по его мнению, ставить колокольню на этом месте бессмысленно.
Татьяна Жерихина считает, что идеальным местом для постройки будет участок «капли» на Смольной набережной.
Член Совета по сохранению культурного наследия, член Союза архитекторов Санкт-Петербурга Михаил Мильчик в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заявил: если построить колокольню на площади Растрелли, то она изменит облик города. Сместит визуальный акцент со Смольного собора и других городских доминант XVIII-XIX веков. Функционально, звонница – главная часть колокольни, но она уже есть в соборе. С этой точки зрения, по его мнению, ставить колокольню на этом месте бессмысленно.
Татьяна Жерихина считает, что идеальным местом для постройки будет участок «капли» на Смольной набережной.

– Если колокольня будет стоять очень далеко, и к ней специально нужно будет подходить, то мы не увидим многих огрехов новодела. Она будет иметь тот же самый архитектурный облик, – полагает она.
Мнение общественности
Окончательное решение о строительстве колокольни пока не принято. Законность строительства придется обсуждать не только на городском и федеральном, но и на международном уровне. Строительство новодела может лишить исторический центр Петербурга статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Если потребуется, мы проведем референдум», – заявила секретарь попечительского совета фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Анна Хмелева в беседе с корреспондентом «Коммерсанта».
Мы решили провести собственное исследование в социальной сети, чтобы глубже понять общественное мнение по этому вопросу.
Результаты опроса в «VK»: Нужно ли достраивать колокольню?
51 % – надо;
47 % – не надо;
2 % – мне все равно.
Как видно из опроса, сторонников противоположных мнений примерно поровну. На четыре процента больше тех, кто считает, что закончить проект надо. Незначительный процент респондентов относятся к постройке колокольни индифферентно.
А как вы считаете, стоит ли достраивать колокольню Смольного? Расскажите о своем мнении по адресу: fesl96@mail.ru и zwjagin@yandex.ru.
Мнение общественности
Окончательное решение о строительстве колокольни пока не принято. Законность строительства придется обсуждать не только на городском и федеральном, но и на международном уровне. Строительство новодела может лишить исторический центр Петербурга статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Если потребуется, мы проведем референдум», – заявила секретарь попечительского совета фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Анна Хмелева в беседе с корреспондентом «Коммерсанта».
Мы решили провести собственное исследование в социальной сети, чтобы глубже понять общественное мнение по этому вопросу.
Результаты опроса в «VK»: Нужно ли достраивать колокольню?
51 % – надо;
47 % – не надо;
2 % – мне все равно.
Как видно из опроса, сторонников противоположных мнений примерно поровну. На четыре процента больше тех, кто считает, что закончить проект надо. Незначительный процент респондентов относятся к постройке колокольни индифферентно.
А как вы считаете, стоит ли достраивать колокольню Смольного? Расскажите о своем мнении по адресу: fesl96@mail.ru и zwjagin@yandex.ru.
Вячеслав Федяев