Как XVIII век поместить в XXI-й, и надо ли? О завершенной, казалось бы, истории знаменитого петербургского долгостроя, которая получила неожиданное продолжение.
В следующем году исполнится 190 лет с того момента, как ансамбль Смольного собора приобрёл свой «окончательный» облик. Собор стал одним из самых ярких образцов барокко в архитектуре города. Елизавета Петровна хотела благочестиво закончить свои дни в обители монастыря. Она приказала построить его на месте Смольного дома – дворца, в котором она провела детские годы. Возглавить строительство поручили архитектору Барталамео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Так началась история знаменитейшего долгостроя. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями, институт для девушек из дворянских семей и величественная колокольня. По окончательному замыслу, высота сооружения должна была составить 170 метров.
Историк и журналист Юрий Звягин считает, что изначальная причина проекта колокольни связана с итогами Русско-шведской войны 1741–1743 годов:
– Если бы война закончилась «за явным преимуществом» Российской империи, возможно, проект был бы другим. Но победа была «по очкам». Да, отбились и немного прирастили земли, но часть территорий пришлось вернуть. Императрицу неизбежно сравнивали с отцом, и нужно было доказать, что она не хуже. Но с очевидной победой не срослось. Нужен был зримый образ силы. Возможно, поэтому Елизавета решила строить несоразмерную громадину. Как символ мнимой «Великой победы» над Швецией. А заодно и над всей Европой.
Колокольню построили лишь до второго яруса из шести. Затем возникли трудности. В середине XVIII века воплотить в жизнь настолько масштабный проект было непросто. Семилетняя война, недостаточность финансирования, смерть Елизаветы Петровны и высылка Растрелли из Российской империи привели к тому, что строительство колокольни так и не завершили.
Ансамбль собора возводили на протяжении 87 лет. За это время его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь… При Николае I архитектор Василий Стасов восстановил разрушенные участки, добавил внешнюю и внутреннюю отделку. В итоге Смольный собор принял свой «окончательный» вид только в 1835 году.
Колокольня Растрелли не просто должна была превзойти все существующие в городе высотные точки, но и стать самым высоким христианским сооружением из когда-либо созданных. Сейчас такая постройка находится в Германии. Это Ульмский собор, его высота 161 метр.
Инициатором воссоздания полного ансамбля Смольного монастыря выступил в 2020 году Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. В конце декабря 2021 года замысел колокольни в натуральную величину воплотили в воздухе тысячи дронов в формате светового шоу.
В 2023 году общий объем инвестиций в проект директор фонда Илья Козлов оценил в шесть-восемь миллиардов рублей.
В октябре 2024 года Институт современного государственного развития проводил фокус-группы. На них обсуждали будущее колокольни.
Мнения «за» и «против»
В текущем историческом контексте воссоздание колокольни приобретает особый смысл, считает отец Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла села Сомино Тихвинской епархии. Он полагает что, воплощение проекта гениального архитектора стало бы знаком исторической и творческой преемственности. Ведь большая колокольня Смольного монастыря была одним из главных и значимых проектов Растрелли. По его словам, это проект мирового уровня. Он соответствует масштабу Санкт-Петербурга как мировой культурной столицы.
Но есть и другое мнение. По словам отца Александра Степанова, настоятеля церкви св. Анастасии, главного редактора радио «Град Петров», колокольня ничего не прибавит с церковной точки зрения. Это не храм. Храм Смольного есть. Он действующий. Возведением самой высокой колокольни, по его мнению, стремятся что-то утвердить.
– Для меня лично христианство утверждается не высотой постройки, не размером купола, не количеством золота, потраченного на это дело. По-настоящему важна христианская жизнь, которая имеет место в этой местности. Поэтому, насколько высоко мы задерем восьмиконечный крест, мне кажется, не так важно, – считает отец Александр.
Справка: Растрелли в перечне своих работ в 1764 году указывает высоту колокольни в 560 английских футов (170,69 м), диаметр колокола в звоннице проекта Растрелли должен был составлять 6,5 метров, а его вес 196 тонн.
По мнению члена Совета по сохранению культурного наследия, архитектор Михаила Мамошина, так и не построенная колокольня Смольного монастыря задумывалась как одна из первых высотных построек города. Изначально предполагался «диалог» двух доминант: шпиля Петропавловской крепости и колокольни Смольного монастыря. – Постройка государственных учреждений вокруг Смольного очень сильно погасила его значимость. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что с большей части Литейного моста ансамбля Смольного не видно. Там возвышаются уже новые здания, – считает господин Мамошин. И указывает, что колокольня возродит пространственную значимость Смольного монастыря в структуре города. Если колокольню восстановят, это будет самый большой завершенный долгострой в истории России. Но сможет ли она «вписаться» в современный облик города? Максим Мельцин, доцент, кандидат исторических наук, специалист по истории России имперского периода, указывает, что небольшие удачные проекты по «вписыванию» построек XX века в старый Петербург все же были: – Например, памятник Пушкину на площади Искусств – словно всегда там стоял. Но речь не идет о доминантах и тем более о строительстве того, что предполагалось, но не было реализовано 250 лет назад. По его мнению, на этом пути можно зайти далеко. – Почему бы не достроить Казанский собор, воздвигнутый лишь наполовину? Или Большой Кремлёвский дворец по нереализованному проекту архитектора Баженова? Во Франции перед Лувром построили стеклянную пирамиду. Ровно, как и Эйфелеву башню. Она теперь символ города. Однако и то и другое – новые объекты, не прикидывающиеся старыми. А возведение в XXI веке объекта XVIII века, которого никогда не существовало – это совсем странно, – заключает историк.
Как XVIII век поместить в XXI?
Построить полноценное барочное здание (середина XVIII века – расцвет стиля барокко в архитектуре Российской империи) сегодня реально, – считает руководитель архитектурного бюро «AlfaPlan», член Союза Архитекторов Владимир Тарасов. По его мнению, колокольня украсит город, создаст новый акцент на набережной Невы, как и было задумано изначально. При этом ничего страшного, что здание будет стилизацией.
Алексей Ерофеев, журналист, краевед, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, полагает, что при строительстве сейчас будут использовать совершенно другие материалы и технологии. – В XXI веке не нужно подражать. Надо брать самое лучшее из прошлого опыта, но строить по-своему. Когда в центре города строится здание, стилизованное под прошлое, – это очень сильно заметно. Отвечая на вопрос: были ли в прошлом подобные по уровню проекты, которые удалось закончить? – Алексей приводит в пример Храм Христа Спасителя в Москве. По его словам, это типичный пример новодела. – В XVIII веке при жизни архитектора проект не реализовали. Для того чтобы возводить эту колокольню нужен сам великий Растрелли. Сейчас же лучше метро давайте, ребята, строить, – подытоживает он.
Выбор места «посадки»
Возникает важный вопрос: если все-таки проект согласуют, какую точку в городе выберут для строительства? По словам директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Ильи Козлова, изначально рассматривались три точки «посадки» колокольни: 1. Историческое место (в ансамбле собора); 2. Площадь Растрелли напротив Смольного; 3. Участок «капли» (зеленый участок со стороны Смольной набережной и Орловской улицы, где Нева образует естественный мыс). Против первого варианта выступает Даниил Воронин, основатель студии территориального развития «VRN», городской планировщик, менеджер урбанистических проектов: – Смольный является объектом культурного наследия (ОКН) России. Вмешательства в конструкцию, тем более такие серьезные, изменят облик собора. Учитывая уровень качества сегодняшнего строительства, вероятнее всего, получится архитектурно очень слабая надстройка, которая изуродует объект.
Татьяна Жерихина, историк, автор книг по архитектуре и бытовой культуре Санкт-Петербурга XIX века объясняет, что ансамбль собора – это памятник, охраняемый также и ЮНЕСКО, а значит памятник мирового исторического значения. Поэтому его ничем дополнять нельзя. Даже тем, что изначально было в проекте. Член Совета по сохранению культурного наследия, член Союза архитекторов Санкт-Петербурга Михаил Мильчик в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заявил: если построить колокольню на площади Растрелли, то она изменит облик города. Сместит визуальный акцент со Смольного собора и других городских доминант XVIII-XIX веков. Функционально, звонница – главная часть колокольни, но она уже есть в соборе. С этой точки зрения, по его мнению, ставить колокольню на этом месте бессмысленно. Татьяна Жерихина считает, что идеальным местом для постройки будет участок «капли» на Смольной набережной.
– Если колокольня будет стоять очень далеко, и к ней специально нужно будет подходить, то мы не увидим многих огрехов новодела. Она будет иметь тот же самый архитектурный облик, – полагает она.
Мнение общественности
Окончательное решение о строительстве колокольни пока не принято. Законность строительства придется обсуждать не только на городском и федеральном, но и на международном уровне. Строительство новодела может лишить исторический центр Петербурга статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. «Если потребуется, мы проведем референдум», – заявила секретарь попечительского совета фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Анна Хмелева в беседе с корреспондентом «Коммерсанта». Мы решили провести собственное исследование в социальной сети, чтобы глубже понять общественное мнение по этому вопросу. Результаты опроса в «VK»: Нужно ли достраивать колокольню? 51 % – надо; 47 % – не надо; 2 % – мне все равно. Как видно из опроса, сторонников противоположных мнений примерно поровну. На четыре процента больше тех, кто считает, что закончить проект надо. Незначительный процент респондентов относятся к постройке колокольни индифферентно. А как вы считаете, стоит ли достраивать колокольню Смольного? Расскажите о своем мнении по адресу: fesl96@mail.ru и zwjagin@yandex.ru.